Вокруг нас очень много интересного. Только надо не забыть выйти из дома

Со старинными защитными сооружениями Москвы можно познакомиться на примере кремлевских стен и башен. Но чтобы увидеть столичные укрепления новейшей эпохи - нужно спуститься на десятки метров вниз, в шахты и тоннели, которые начали создаваться с середины XX века.

Бункер-703 - это настоящий музей-заповедник современной фортификации на глубине 43 метров под землей. Действующие системы жизнеобеспечения, чугунные тюбинги с датами сталинской эпохи. Всё подлинное. И всё можно потрогать собственными руками.

Бункер несколько десятилетий действовал в качестве защищенного спецархива Министерства иностранных дел. Здесь до недавних пор трудились засекреченные эксперты и хранились важнейшие международные тайны нашей страны. Лишь в 2018 году, после того, как объект был признан технически устаревшим, в него были допущены первые посетители.

Сейчас в бункере проходят регулярные , на которые может записаться любой желающий. Вы увидите массивные защитные двери, уникальное советское оборудование, познакомитесь с технологиями и артефактами специального фортификационного объекта, спрятанного под замоскворецкими двориками и переулками.

Наш бункер - это единственное место в городе, где каждый посетитель может заглянуть в настоящую глубокую шахту сталинских времен и своими руками запустить сирену оповещения о ядерном нападении. Или своими ногами прогуляться по такому же чугунному тоннелю, по каким ездят поезда на кольцевой линии метрополитена.

Сейчас здесь создается полноценный Музей современной фортификации - первый в нашей стране. Тут уже представлены макеты защитных сооружений ядерной эпохи, специальное оборудование и рассекреченные документы, посвященные созданию первых советских бункеров глубокого заложения.

Мы всегда рады помочь тем, кто хочет избавиться от навязчивых мифов про «бункеры Сталина» и узнать, как реально устроена Москва ниже уровня земли.

Если у вас не получается записаться через сайт, или есть вопросы по записи, пишите: [email protected] .

Адрес и схему проезда можно найти

Холодная война. Вооружение год за годом плодилось и плодилось, а вероятность его применения периодически становилась отличной от нуля. Мысли о ядерной угрозе не давали спокойно спать вероятным друзьям по обе стороны океана. Стратегия ответного удара разрабатывалась непрерывно. Вопрос о том, кто, как и чем нанесёт ответный удар, когда повсюду радиоактивный пепел... Предположив, что все стационарные пусковые установки уничтожены, выбор остаётся только за мобильными - это на то время лишь авиация и флот (автомобильный и железнодорожный варианты появились много позже). Очевидно, силы возмездия необходимо надёжно укрыть до часа "Ч" в тихом и укромном месте. Одним из решений этой задачи как раз и являлся сверхсекретный объект в Балаклаве - огромный комплекс, размещённый в недрах горы Таворос. Комплекс представлял собой завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок с морским каналом, ядерный арсенал и мог использоваться как бомбоубежище, где смогли бы найти приют несколько подводных лодок и до трёх тысяч человек личного состава и обслуживающего персонала. Объект рассчитывался для защиты от ядерных взрывов мощностью до ста килотонн и обладал автономностью жизнеобеспечения в тридцать суток. Ныне объект не используется военными по прямому назначению, а на его территории открыт военно-исторический музей фортификационных сооружений. Отчасти это название правильное, однако, тема экспозиции музея выходит далеко за рамки фортификации.

1. При входе посетителей музея встречает плакат.



Музей предлагает пешую сухопутную экскурсию (200 рублей) по коридорам и помещениям объекта и водную (270 рублей) на катере по каналу. Время работы музея - с 10 до 17 часов, понедельник и вторник - санитарные дни.
Хоть экскурсоводы и говорят, что по объёму информации обе экскурсии одинаковы, однако, на мой взгляд, это далеко не так. В пешей экскурсии гораздо больше интересного в помещениях, которые с воды абсолютно не видно, а водная позволяет в бОльшей мере оценить масштабы сооружения.

2. Неподалёку от музея можно встретить ещё одну, более официальную табличку. Однако, кроме домофона с голосом охранника там никого не видать, хотя, возможно, где-то там находится дирекция музея.

3. При входе в музей изображена схема когда-то сверхсекретного военного объекта. Точнее, двух объектов в одном комплексе.
В правой части схемы "Объект 825 ГТС". Аббревиатура в названии означает "гидротехническое сооружение" для специалистов, а для всех остальных - "городская телефонная станция". По назначению - это завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а так же хранилище боеприпасов для этих субмарин. Кроме цехов, завод имел сухой док и морской канал рабочей длиной около пятисот метров. Общая длина морского канала составляет около шестисот метров. Кроме того, в состав объекта входит электростанция и топливное хранилище на девять с половиной тысяч тонн топлива.
В левой нижней части схемы "Объект 820 РТБ" - ядерный арсенал, где хранилось и обслуживалось шесть видов ядерных боеголовок.
Разводной мост своей небольшой высотой перекрывает вход из Балаклавской бухты в морской канал. Для входа лодки мост приподнимался на понтонах и отводился в сторону. В целях секретности это делалось только в тёмное время суток.

4. Первая серия снимков небольшая - водная экскурсия.
Сразу после посадки на катер видим северный батопорт - справа от туннеля толстенный затвор, закрывающий вход. Его размеры: высота - 14, ширина - 6 и длина - 18 метров, а вес составляет 150 тонн. Сейчас он находится в открытом положении, почти полностью утоплен в боковую нишу.

5. Выход из минно-торпедной части в канал. В случае ядерной войны именно здесь предполагалось загружать в лодку торпеды и ракеты.

7. Неожиданно показались два манекена, одетых в ОЗК. Насколько они могли помочь, когда вокруг радиоактивный пепел - вопрос спорный. Наверно, совсем чуть-чуть и ненадолго...

8. Вид с канала на придоковую площадку. Хорошо видны брусья, препятствующие жесткому контакту корпуса лодки с бетонными сооружениями.

9. На придоковой площадке стоит диверсионная двухместная сверхмалая подводная лодка "Тритон-1М".

11. Вид на север.

12. Минут через десять или чуть меньше катер подходит к южной оконечности морского канала и делает разворот. Отсюда просматривается выход из бухты в открытое море.

13. Вид на южный выход из морского канала снаружи, из-под автомобильного моста. Батопорт демонтирован. Вероятно, он был не такой огромный, как на северной оконечности канала.

14. Так выглядит южный выход с противоположной стороны бухты. Во время действия объекта оба выхода быдли замаскированы сетями, точно имитирующими вид окружающей местности. Для пущей уверенности были даже построены макеты жилых домов.

15. Возвращаемся назад чуть быстрее. Впереди виден "свет в конце туннеля" - вход в морской канал. Обратите внимание на уширение канала в самом его начале.

16. В широкой части канала имеется небольшой батопорт, закрывавший вход в сухой док, где выполнялся ремонт корпуса лодки. На ремонт лодки в доке уходило обычно до трёх недель.

17. Выходим из канала обратно, к входу в музей к северному батопорту. Продолжительность водной экскурсии составила около 15 минут.

18. Часть вторая - пешая. На некоторых фото будут те же объекты, что и в водной экскурсии по морскому каналу, но с других ракурсов. На фото "входной портал" (см. план в начале поста).

19. В подземных помещениях прохладно и немного сыро. Потому экскурсоводы одеты тепло в силу специфики работы. Темп пешей экскурсии довольно высокий. Остановиться и запечатлеть залы в деталях довольно проблематично, да и группа большая - около 30 человек. На фото слева вагонетка. Возможно, использовалась для вывоза породы при строительстве, но вряд ли при работе комплекса.

20. На карте красным обозначены подземные объекты и сооружения. Желтым - карстовые полости. Сколько тут всякого можно попрятать!

21. Некоторые коридоры сооружения закрыты для посетителей. Думается, таких здесь немало.

22. Немного о строительстве объекта. В 1956 году было создано специальное строительное управление №528, которое занималось строительством этого сооружения "Объект 825 ГТС". Легко заметить, что в номере объекта и номере строительного управления использованы одни и те же цифры. Случайность? Комплекс строился с 1954 по 1962 год. Сначала строили объект военные строители. Однако, горные породы представляют собой очень твёрдый мраморообразный камень, что вызвало огромные сложности проходки, обусловленные, видимо недостатком опыта подобных работ. Потому для строительства были привлечены гражданские. В забое работали четыре смены по шесть часов - работа велась круглосуточно. Для проходки применяли взрывы направленного действия. Это не сильно беспокоило местных жителей, уже привыкших к подобным работам на соседнем карьере. Для обеспечения секретности вывоз горной породы производился ночью на баржах в открытое море.

23. В музее оборудованы залы с огромным количеством экспонатов. К сожалению, темп экскурсии не позволяет внимательно рассмотреть даже десятую часть. По центру проходит железнодорожная колея. Видимо, вагонетки здесь были основным транспортным средством. Внешние по отношению к белому свету залы закрывается толстенными воротами, предотвращающими проникновение взрывной волны внутрь помещений. Ворота имеют створки приблизительно четверть-цилиндрической формы. Не совсем понятно, как железнодорожный путь расходился с воротами, створки которых немного ниже уровня пола. Возможно, был какой-то съёмный участок пути.

24. Техническое описание и характеристики ворот.

25. Ещё зал. Здесь представлены фотографии Балаклавской бухты и некоторое вооружение - бомбы, мины и торпеды.

26.

27. Малая противокорабельная мина в разрезе

29. Иногда попадаются вот такие помпезные крышки люков. Думается, если б после рассекречивания и оставления объекта военными, отсюда не растаскивали всё подряд, что можно растащить, то вряд ли мы увидели эти музейно-чугуно-литейные творения.

30. Одно из назначений объекта - ядерное бомбоубежище. По замыслу, оно должно выдерживать взрыв бомбы мощностью до ста килотонн. В цехах завода предусматривались места для трёх тысяч человек, а морском канале должны были уместиться семь средних или девять малых подлодок. Кое-где пишут, что количество субмарин могло доходить до четырнадцати. Сложно сказать, можно ли упихать в канал такое количество. В случае начала ядерной войны, когда повсюду в округе остался только радиоактивный пепел, эти самые выжившие подлодки должны были принять на борт имеющиеся в наличии ракеты с ядерными боеголовками и нанести ими ответный удар.

31. После длинного и пустого коридора выходим на придоковую площадку, непосредственно к каналу. Дверь между коридором и придоковой площадкой. Не самая толстая. Можно сказать, межкомнатная.

32. Уже знакомая сверхмалая субмарина "Тритон-1М"

33. Лодка "Тритон-1М" не герметична. В подводном положении она заполнена водой. Сквозь щель фонаря кабины удалось заснять пульт управления подлодкой.

34. Такие автоматы с газировкой имелись, наверно, на всех заводах Советского Союза.

35. Здесь же, на придоковой площадке, размещена ещё одна схема комплекса с некоторыми его техническими данными.

36. По мостику, построенному уже в музейные времена, пересекаем канал и направляемся в сторону ядерного арсенала. Опять про дверь. Техническое описание, характеристики и карта регламентных работ.

37. Редуктор привода открывания двери. Рукоятка и рычаг с правой стороны, вероятно, для ручного открывания, на случай отказа электрики.

38. Элементы конструкции двери.

39.

41. Ещё зал. Увы, очень мало времени для осмотра... Следующая группа почти наступает на пятки. Очень велик интерес. Может быть, зимой тут нет такой спешки?

42. Машинный телеграф надводного 2-х винтового корабля.

43.

44. Электропроводка в туннеле - симбиоз старого и нового.

45. Красный коридор. В реале, конечно, освещение было самым обычным, а красным его засветили музейные сотрудники. Дело в том, что коридор ведёт к локальной зоне - месту, где работали непосредственно с ядерными боеприпасами. С целью ослабления эха стены и потолок этого коридора обшиты обычным волнистым шифером.

46. Макет ядерного боеприпаса на тележке. Тележка стоит на поворотном круге - рельсы идут вдоль коридора, а поперечные пути ведут в хранилище. Потолки на значительной площади обшиты волнистым шифером. Полного отсутствия эха добиться не удалось, однако, разборчивость голоса много лучше, чем в других помещениях, имеющих гладкие стены.

47. Эта надпись встретилась в ядерном арсенале, по крайней мере, дважды. Актуально во все времена. А уж во время работы комплекса было актуальнее некуда. О данном объекте не знали даже некоторые сотрудники, которые там работали. Со слов экскурсовода, одна из посетительниц только в музее узнала, где она работала много лет назад.

48. "Помещение №17. Хранилище ядерных боеприпасов для торпед." - сухо вещает табличка рядом с воротами. Всего в ядерном арсенале хранилось шесть видов боеголовок.

49. Кто-то с интересом слушает и задаёт вопросы, А кто-то вообще не понимает, о чём идёт речь.

50. Корпус крылатой ракеты Х-22

51.

52.

53. Внутри кабинет-сейфа для хранения источников ионизирующего излучения. Помещение небольшое. Нишу в стене прикрывает сдвижной экран на колёсиках.

54.

55. В следующем зале представлены некоторые элементы и системы подводных лодок. На фото верхняя часть аккумуляторной батареи. Затрудняюсь сказать что-то о типе и ТТХ, а табличку не зафотал.

56. Входной люк субмарины с шахтой, куда не возбраняется залезть посетителям с целью проверки своей гибкости. ;-)

57. Различные приборы управления. Привлекший внимание молодого человека прибор - что-то вроде аппарата управления курсом торпеды. Могу ошибаться, конечно.

58. Элементы аккумуляторной батареи "в полный рост". Для сравнения справа обыкновенная дверь.

59. Пульт управления станции "Садко" с подлодки проекта 690 "Кефаль". Станция используется для обслуживания систем гидравлики, воздуха высокого давления, погружения и всплытия.

60. Рабочие с электротельфером.
На полу корпус торпеды САЭТ-50.
Слева у стены инструментальный ящик. Под любой инструмент на панели есть своё углубление, окрашенное в красный цвет. Таким образом, беглого взгляда достаточно для того, чтобы убедиться, что весь инструмент "вернулся на базу" и какая-то отвёртка не осталась валяться в недрах обслуживаемых устройств.

61.

62. Макет рабочего пространства подлодки

63. В экспозиции музея представлены элементы экипировки боевых пловцов и дельфинов, состоящих на службе во флоте.

64. Ещё один макет отделяемой головной части баллистической ракеты.

65.

66. Напоминание никогда не бывает лишним. Обстановка такая. Справа вблизи видно две двери, за которыми располагались телефонная станция и радиорубка.

67. Главная вентиляционная установка. Одна из, надо полагать.

68.

69. Небольшой боковой коридор для персонала. Представляет собой шлюз, состоящий из таких вот дверей. Идёт в обход ворот основного коридора с четверть-цилиндрическими воротами.

70. Сложно сказать, что это такое. Похоже на вентиляцию.

71. Из бокового коридора выходим в основной. Остаётся несколько шагов до выхода на улицу. Оглянувшись назад, сквозь открытые ворота взгляд скользит по рельсам, цепляется за платформы с макетами боеголовок, за зелёное и красное. Всего лишь, несколько десятков метров...

72. Выход во двор. Здесь продолжается экспозиция. Впрочем, некоторые вещи просто свалены в кучу.

73.

74. Палубный штурмовик Як-38

75. Судовые газотурбинные двигатели
Справа двигатель ДО-63 - маршевая турбина агрегата М7К, использующегося на кораблях проекта 1135.

76. Штабелем сложены какие-то боеприпасы.

77.

78. У забора лежат контейнеры из-под частей ракет 3М9.

79. Выход на улицу "украшен" ракетами.

Продолжительность пешей экскурсии составила приблизительно 1 час 15 минут. Температура воздуха в помещениях не одинакова, в самой прохладной части - около 15 градусов. Однако, сквозняков нет, а потому холод почти не ощущается.

Вроде бы, это самый крупный из когда-либо рассекреченных военных объектов. Ранее я не вполне понимал, почему же его после более 30 лет эксплуатации в 1994 году перестали использовать по назначению. Однако, всё просто. Время шло, старые подлодки уходили в утиль, а новые оказались более крупными. Имеющаяся в составе украинского подводного флота субмарина попросту не умещалась в канал. Да и сама Украина не удостоилась статуса ядерной державы - ядерный арсенал им без надобности. Ладно, пусть будет музеем, как напоминание.

В десяти километрах от Севастополя, в Балаклаве, в 2003-м году, впервые за сорок шесть лет на всеобщее обозрение был представлен сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок. Этот стратегический объект, единственный в мире по своим масштабам, начал строиться в 1957-м году.

Подземная база подводных лодок в Балаклаве, более известная как Объект 825 ГТС - сверхсекретный военный объект времен холодной войны в Балаклавской бухте. ГТС или Городская Телефонная Станция - название объекта в целях конспирации. В настоящее время это самый крупный из всех рассекреченных военных объектов.

Объект 825 ГТС представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории, способный защитить от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Килотонн, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедная часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей, и автономно существовать 3 года. На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь. Комбинированный водный подземный канал мог вместить до 9 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12 м, а высота арки канала - 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв. м, водной поверхности под землей - 3 тыс. кв. м. Длина канала - 380 метров, длина дока - 110 метров.

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7-9 подлодок. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов. В некоторых помещениях и сейчас работают осушители, отводя излишнюю влагу из помещений

После атомной бомбардировки в августе 1945 г. японских городов Хиросимы и Нагасаки Советское правительство, оценив масштабы разрушений и последствия ядерных взрывов, приняло комплексный план защиты от ядерного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.

Было принято правительственное решение о постройке в Балаклаве объекта, который мог защитить технику и людей в случае ядерного взрыва. Проект Балаклавского защитного подземного сооружения подготовил Ленинградский проектный институт и в 1953 г. представил на подпись в правительство. Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок. В послевоенные годы в Балаклаве была организована военно-морская база. Тут базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского флота СССР.

Как добраться:

Крым, г.Севастополь, Таврическая наб., 22

Путеводители неподалеку

Сообщество

Места в которые хочется вернуться

Исторический бульвар Севастополя

FlowerFairy , 17 фев 2017

Сообщество

Старейший военно-исторический музей Черноморского флота ведет свое начало от музея Севастопольской обороны 1854-1855 гг., который был основан 14 сентября 1869 года по инициативе участников 349-дневной обороны Севастополя в Восточной (Крымской) войне 1853-1856 г.г. при покровительстве императора Александра II.

В течение 25 лет экспозиция музея размещалась в пяти комнатах дома, принадлежавшего генералу Э.И.Тотлебену.

В двух первых комнатах были размещены 20 больших карт и схем, по которым можно было проследить всю севастопольскую кампанию — от высадки десанта в Евпатории до отхода русских войск на Северную сторону 27 августа 1855 года. В следующих трех комнатах были представлены литографированные портреты участников обороны, модели кораблей, личные вещи руководителей обороны, предметы вооружения и обмундирования.

В 1895 года по решению Военно-морского ведомства для музея было построено специальное здание, которое и сегодня является одним из красивейших зданий в Севастополе.

Автором проекта был известный петербургский архитектор, член Императорской Академии Художеств А.М.Кочетов. Музей получил новое название «Музей Севастопольской обороны». Осмотр экспозиции музея начинался с центрального зала (сейчас это зал № 6), который встречал посетителей строками из письма Николая I Меньшикову от 27 сентября 1854 года: «Да сохранит вас всех Господь, а душа моя и все мысли с вами».

За 140 лет своего существования музей превратился в подлинную сокровищницу боевых реликвий, отражающих все этапы развития Черноморского флота с момента его основания в 1783 году и до сегодняшних дней.

Экспозиции:

Зал № 1
Экспозиция посвящена основанию Черноморского флота в 1783 году, победам моряков-черноморцев в русско-турецких войнах 1787-1829 гг., Крымской войне 1853-1856 гг. В зале представлены Воинский и Морской уставы, изданные в XVII в., портреты Ф.Ф.Ушакова, М.П.Лазарева, модели брига «Меркурий», парохода-фрегата «Владимир», парусных кораблей, принимавших участие в Синопском сражении (18 ноября 1853 года), сабля командующего турецкой эскадрой Осман-паши, переданная П.С.Нахимову.

Зал № 2
Экспозиция зала рассказывает о 349-дневной обороне Севастополя 1854-1855 гг. В зале представлены личные вещи адмиралов П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, подлинные картины, написанные Ф.А.Рубо, И.К.Айвазовским, рисунки с натуры В.Тимма, английские и немецкие литографии, коллекции холодного и огнестрельного оружия.

Зал № 3
Экспозиция зала посвящена участию моряков Черноморского флота в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В ходе этой войны по предложению капитан-лейтенанта С.О.Макарова пароходы торгового флота были переоборудованы в плавучие базы для минных катеров. В зале представлены модели минного катера и шестовой мины образца 1878 года. Кроме того, в зале представлены экспонаты, рассказывающие об участии Черноморского флота в революционном движении начала XX столетия в России.

Зал № 4
Экспозиция зала рассказывает об участии Черноморского флота в революции 1905-1907 гг., первой мировой войне и в революционных событиях 1917 года. В зале представлены модели броненосца «Потемкин», крейсера «Очаков», Андреевский военно-морской флаг и судовой колокол с линкора «Императрица Мария», образцы стрелкового и холодного оружия, личные вещи и документы капитана 1 ранга А.В.Немитца — командующего минной бригадой, которая приняла активное участие в боевых действиях на Черном море в ходе первой мировой войны. В числе экспонатов — часть фок-мачты с броненосца «Князь Потемкин Таврический», личные вещи лейтенанта П.П.Шмидта, золотое наградное оружие капитана 2 ранга Р.К.Вальронда.

Зал № 5
Экспозиция зала посвящена участию моряков-черноморцев в борьбе за установление Советской власти на юге страны, гражданской войне, отражению иностранной интервенции в 1918-1922 гг. В зале экспонируются модель крейсера «Аврора», тексты первых декретов Советской власти о мире и земле, карта-схема затопления кораблей Черноморского флота, модель эсминца «Керчь», детали с поднятых кораблей. В зале представлены материалы о русском морском зарубежье. Экспозиция зала отражает материалы, рассказывающие о восстановлении, строительстве флота в период с 1922 по 1941 гг.

Зал № 6
Экспозиция зала рассказывает о действиях Черноморского флота в 1941-1942 гг. В зале представлены модели надводных кораблей, подводных лодок, самолетов, а также фотографии, личные вещи, документы руководителей и участников второй героической обороны Севастополя 1941-1942 гг., продолжавшейся 250 дней.

Зал № 7
Экспозиция зала рассказывает о боевых действиях моряков Черноморского флота в период с 1942 по 1945 гг., об освобождении Новороссийска, Одессы, о проведении Крымской наступательной операции в 1944 году. В зале экспонируются модели кораблей, знамена, флаги кораблей и соединений, принимавших участие в освобождении Севастополя. В витринах представлены боевые награды, документы, фотографии моряков-черноморцев, отличившихся в боях за освобождение придунайских стран.

Зал № 8
Экспозиция зала посвящена восстановлению, развитию и созданию океанского ракетно-ядерного флота в послевоенный период. В зале представлены модели надводных кораблей различных классов, диорама народного художника СССР П.Т.Мальцева «Учения на Краснознаменном Черноморском флоте». Экспонаты, представленные в зале, рассказывают о боевой учебе Черноморского флота в дальних походах, маневрах и учениях, о повседневной работе по боевой подготовке моряков.

Музей открыт с 10:00 до 17:00.
Выходные дни - понедельник, вторник.
Последняя пятница месяца - санитарный день.

Начальник музея - капитан 3 ранга Солинский Сергей Петрович.

Форт Фермонт обязателен к посещению тем, кто интересуется фортификацией и линией Мажино в частности. И дело тут не только в шикарной по огромному подземному комплексу с покатушками на узкоколейном поезде. Подобная экскурсия не уникальна, но бонусом к ней прилагается посещение единственного в своем роде музея фортификации, расположенного напротив входа в форт.

Музей меня очень впечатлил, так как его экспонаты уникальны и дают более глубокое видение многих элементов и узлов, использовавшихся на французской оборонительной линии. Где еще вы увидите полностью укомплектованные казематы, бронебашни со спиленной крышей, обнажающей механику, или скажем бронекупол GFM в разрезе?

Под катом обзор этого отличнейшего музея в шести десятках фотографий.

01. Начну обзор с различных казематов линии Мажино, в точности отображенных в музейной экспозиции с использованием оригинального инвентаря. Экспозиции сделаны на твердую пятерку и с солидным бюджетом, судите сами. На снимке помещение командного центра форта Фермонт, перенесенное сюда из форта для удобства посетителей.

02. В нескольких комнатах полностью отображена работа командного центра объектов класса gros ouvrage. Примечательно, что все оборудование тут оригинальное.

03. Еще одна впечатляющая экспозиция, демонстрирующая самый распространненный на объектах линии Мажино тип боевого каземата, который присутствует практически на всех казематированных боевых блоках на сооружениях линии Мажино, начиная от обычных дотов и заканчивая боевыми блоками крупных подземных фортов. Вы видели эти казематы практически в каждом моем посте по объектам линии Мажино, но в таком укомплектованном виде подобный каземат я увидел тут впервые. Данный каземат является типовым и вооружен двумя спаренными пулеметными установками и противотанковой 37-мм пушкой, подвешенной на рельсе. В случае обнаружения танков противника на подходе к объекту, спаренный пулемет отодвигался вместе с форточкой амбразуры в сторону и его место занимала противотанковая пушка, которую вы видите на заднем плане каземата.

04. Далее следуют несколько артиллерийских казематов больших фортов линии Мажино. Я был поражен тому, насколько точно и исторически достоверно сделаны экспозиции. Тут выверена каждая деталь. На снимке каземат с 75-мм пушкой модели 1929, созданной специально для объектов линии Мажино. Орудие обладало скорострельностью 30 выстрелов в минуту и дальностью стрельбы 12 000 метров.

05. Помимо самого орудия, экспозиция содержит массу любопытных деталей, которые я не раз показывал в своих фоторассказах, посвященных фортам французской оборонительной линии.

06. Еще один каземат с 75-мм пушкой другого типа. Это орудие модели 1931 применялось на объектах линии Мажино в Альпах. В связи с особенностью ведения военных действий в условиях гор, орудие имело короткий ствол длиной всего 1,37 метра, дальность стрельбы 6000 метров и оригинальную конструкцию лафета.

07. Каземат, оснащенный 135-мм минометом модели 1932 с дальностью стрельбы от 3000 до 6000 метров и скорострельностью 8 выстрелов в минуту.

08. Этот каземат мне до сих пор встречался лишь в заброшенных объектах линии Мажино, причем как в так и в фортах. На снимке вы видите 81-мм миномет модели 1932 сконструированный специально для фортов линии Мажино. Призвание орудия - атаковать противника на подступах к форту, не дав ему приблизиться ближе. Миномет не имел вертикальной наводки и был расположен жестко под углом 45°. Изменение дальности стрельбы достигалось навешиванием на хвостовую часть мин дополнительных пороховых зарядов. Дальность стрельбы минометов была до 3500 метров, скорострельность - до 15 выстрелов в минуту.

09. Совершенно не типичный для линии Мажино каземат. Я сперва подумал, что он относиться к Первой мировой, судя по древнему орудию.

10. Оружием каземата является флотская 47-мм пушка модели 1902. Википедия сообщает, что такими пушками оснащались некоторые доты линии Мажино и мелкие противотанковые огневые точки, так как серию таких пушек с запасом боеприпасов французский флот поставил сухопутным войскам, где они использовались в качестве противотанковых.

11. Так эта пушка выглядит снаружи дота.

12. Французские коммандос обсуждают план вылазки на немецкие позиции во время "Странной войны" - гласит подпись к этой инсталляции.

13. Бетонный дот для мобильной пушки. Пояснительную надпись не сфоткал, так что подробностей не знаю.

14. Огневые точки, сооруженные из башень старых танков широко использовались во французской фортификации и применялись на линии Мажино. На переднем плане башня от танка Renault FT-17.

15. Остальные башни не распознал. Вся информация в музее только на французском, поэтому информационные таблички тут не всегда помогают.

16. Еще одна огневая точка, сооруженная из башни старого танка.

17. Внутри довольно тесновато.

18. Пулеметная башенка модели 1935/1937 для 8-мм пулемета. Всего на линии Мажино в 1930-х годах было сооружено около 600 подобных башенок.

19. Танковые огневые точки и прочие элементы заградительных препятствий.

20. Стрелковое оружие, которое применялось на объектах линии Мажино.

21. Вот это вообще шикарный экспонат музейной экспозиции - самый распространенный бронеколпак линии Мажино типа GFM в разрезе со всем наблюдательным оборудованием внутри!

22. Мне неоднократно встречались комментарии к моим постам про линию Мажино, в которых читатели выражали сомнения, что толщина брони подобных колпаков достигала 30 см. На этом снимке вы можете убедиться, что толщина брони имеет указанные значения. Вес такого колпака достигал 26 тонн - из этого железа можно было изготовить танк Т-34 или около сорока современных автомобилей.

23. Еще один бронеколпак в разрезе, в этот раз типа JM. Впервые бронеолпак этого типа я увидел тут же в , к которому и относится этот музей. Бронеколпак этого типа очень похож на своего собрата GFM, но отличается от последнего наличием всего одной амбразуры для спаренной 7,5-мм пулеметной установки.

24. На снимке отчетливо виден механизм подачи дисков с патронами, которые транспортировались в бронекупол с нижнего уровня при помощи специального подъемного механизма. Под пулеметной установкой также располагается труба для сброса отстрелянных гильз.

25. Спаренная пулеметная установка имела скорострельность 500 выстрелов в минуту. Это та же самая модель, что устанавливалась в типовом каземате, который показан на третьем снимке этого поста. Обратите внимание на систему освещения внутри купола - электрическая лампа была дублирована газовым светильником.

26. Помимо французской оружейной продукции представлены фортификационные орудия других стран - на фото связка, состоящая из чешской противотанковой пушки Skoda калибра 47-мм и чешского пулемета Vz 37, калибра 7,92 мм. Эта связка устанавливалась в дотах Чехословацкой оборонительной линии и после захвата Чехословакии Третьим рейхом активно использовалась немцами.

27. А это связка из 25-мм противотанковой пушки и пулемета Reibel, устанавливаемая в бронеколпаки линии Мажино типа АМ.

28. То же самое орудие, но в казематной версии.

29. Одними из самых ярких объектов этого музея являются пять бронебашень, демонтированных с различных фортов линии Мажино и установленных в музейном ангаре что называется во весь рост.

30. Особое внимание я уделил самой крупной бронебашне среди тех, что устанавливались на объектах линии Мажино.

31. Башня содержит две 75-мм пушки модели 1933. Диаметр башни составляет 4 метра, а общий вес 265 тонн.

32. Толщина брони колпака 350 мм, стен 300 мм. Эта башня была также самой дорогой из всех, установленных на оборонительной линии. Ее стоимость в октябре 1934 составляла 4 033 170 франков.

33. Башню этого типа с прекрасной сохранностью мы нашли в одном из заброшенных фортов линии Мажино, о чем я рассказывал очень подробно в отдельном .

34. Максимальная дальность 75-мм пушек достигала 11 900 метров при максимальной скорострельности 13 выстрелов в минуту. Полная команда, необходимая для обслуживания орудий и башни, составляла 25 человек (6 унтер-офицеров и 19 солдат). В режиме ожидания башню могли обслуживать 2 унтер-офицера и 10 солдат, которые тоже могли вести огонь, но в таком случае скорострельность была ниже. В самой башне размещался один унтер-офицер и три солдата (стрелок и два заряжающих), остальная часть команды обслуживала башню на нижних уровнях и обеспечивала непрерывную подачу боеприпасов.

35. Более детальный вид орудий для интересующихся темой.

36. Это единственное место, где вы можете увидеть внутренности самой крупной из бронебашень линии Мажино, если конечно не полезете в заброшенный . Эта башня, кстати, была демонтирована из шестого блока того самого объекта.

37. Рядом установлены еще две бронебашни линии Мажино, но они менее выразительны, так что им я не уделил своего внимания.

38.Чуть в стороне еще парочка башень, демонстрирующихся во весь рост. Можно наглядно оценить весь масштаб и сложность подобных систем. Обе башни были демонтированы из заброшенной Ouvrage de Molvange.

39. Слева башня со спаренной 7,5 мм пулеметной установкой модели 1935, справа с парочкой 75-мм пушек модели 1932 R. Оба типа башень я показывал в своих прошлых постах по линии Мажино.

40. Механизм артиллерийской башни крупным планом.

41. Согласитесь, музей шикарен! Видно, что у него хорошее финансирование, на средства волонтеров такую экспозицию не создать.

42. Есть в музее несколько инфостендов с фотографиями, на которых показан процесс демонтажа бронебашень с заброшенных объектов...

43. ... транспортировку их на музейную территорию...

44. ... и установку в музейный ангар.

45. Еще одним ярким пунктом музейной экспозиции является обширная инсталляция на тему Второй мировой.

46. Куча оригинальной техники и прочего реквизита, органично размещенного на участке музейной территории, однозначно порадуют любителей военной истории.

47. О транспортных средствах, представленных в экспозиции, я никогда до этого не слышал.

48. Это французская техника периода Второй мировой, мало известная за пределами страны.

49. Полевой быт французской армии.

50. Кавалерия.

51. Мое внимание привлек инфостенд с локомотивами, использовавшимися на фортификационных сооружениях во Франции, так как один из них показался мне знакомым, тот, что на верхнем снимке. Паровозы Pechot-Bourdon поставлялись американцами в Европу во время Первой мировой войны и предназначались для обслуживания крепостной и полевой артиллерий. В мире сохранилось всего два паровоза этой модели, один из которых находится в , где я его и видел.

Такой вот отличный музей находится напротив форта Фермонт. Как видите, это весомый аргумент в пользу того, чтобы при случае посетить этот форт.

В завершении поста небольшой бонус:

52. По дороге из форта Фермонт нам по пути встретился один небольшой объект линии Мажино оригинальной конструкции.

53. Ouvrage Bois du Four - это небольшое сооружение линии Мажино представляющее собою пехотный двухурровневый моноблок, напоминающий немецкие панцерверки. Объект музейный, но к сожалению, в это время был закрыт.

54. На снимке амбразуры типового каземата с двумя спаренными установками и противотанковой 47-мм пушкой, интерьер которого показан на третьем снимке этого поста. Всего объект располагает тремя казематами этого типа - по одному на каждую из трех сторон.

55. Сооружение было построено в 1931 году с целью закрытия пространства между соседними фортами этого сектора линии Мажино. По изначальным планам объект должен был стать большим артиллерийским фортом, состоящий из пяти боевых блоков и двух входных, соединенных большим подземным уровнем. Но затем программа была сокращена и строительство было остановлено. К тому времени успели построить лишь один боевой блок и часть потерны на глубине 30 метров. Таким образом объект так и остался двухэтажным моноблоком с небольшим подземным уровнем на глубине 30 метров, который к тому времени успели пройти. Актуальный план всех трех уровней сооружения можно посмотреть на его официальном сайте .

56. На крыше традиционно ряд бронекуполов и одна поворотная бронебашня с пулеметной турелью внутри.

57. В мае 1940 года сооружение с гарнизоном из 137 человек успешно отражает попытки немцев прорвать линию обороны, взаимодействуя с соседними артиллерийскими фортами Latiremont и Bréhain. Вплоть до приказа о капитуляции 27 июня 1940 года объект вел оборону территории, за которую был ответственен.

58. Когда стало ясно, что сооружение так и останется моноблоком, его изрядно вооружили. На крыше установили три пулеметных бронеколпака типа GFM (на фото) и один наблюдательный типа VDP, оснащенный панорамными перископами.

59. Чуть ниже расположилась пулеметная турель модели 1935, установленная в поворотной и выдвигающейся башне.

60. На верхнем уровне было сооружено три каземата, таких, как на фото 54, по одному в каждую из трех сторон и несколько пулеметов для ближней обороны. Вооружение форта было усилено также артиллерией - на нижнем уровне расположился каземат с двумя 81-мм минометами, такими, как показаны на фото 08. Таким образом, несмотря на компактные размеры объекта, вооружен он был до зубов. На снимке на переднем плане бронепрожектор, для подсветки территории в темное время суток.

Такой вот интересный объект встретился нам случайно по пути. Жаль, что он оказался закрытым, так как сооружение уникально. Надеюсь, в будущем окажусь снова в этих краях и наверстаю упущенное.