Экспертиза конфет: шоколад под вопросом. "если хочешь кушать "мишку" - заведи себе сберкнижку" или богатая история любимых конфет Мишки в лесу история конфет

Вопреки общему мнению моих друзей, которые в курсе моего музеологического прошлого, важнейшим из искусств для меня является не живопись или архитектура, а искусство декоративно-прикладное: стекло, фарфор, текстиль, мебель и т.д. История вещей и быта, промышленный дизайн, рекламная графика - вот что возбуждает мой исследовательский интерес и заставляет просидеть весь день за компьютером в поисках ответа на какой-нибудь зацепивший вопрос. Например, сегодня вопрос был такой: «Почему Шишкина поставили на фантик»? Казалось бы, где медведи, а где шоколад. А все началось с того, что муж мой любит конфеты «Мишка косолапый». По традиции на новогодние праздники я обычно покупаю мешок любимых в семье конфет: себе - «Осенний вальс», «Птичье молоко» и батончики, а Михаилу Ивановичу - «Мишек». И вот сижу я утром, пью чай с конфетами и как кэролловская Алиса рассуждаю: « Едят ли кошки мошек Миша любит «Мишек». И Шишкин один из его любимых художников, как я ни билась обратить его внимание, к примеру, на Врубеля. Вот интересно, а почему конфеты называются «Мишка косолапый», а не «Утро в сосновом лесу», как называется собственно сама картина? И почему Шишкин? И кто в таком случае является дизайнером обертки? Не сам же Шишкин - должен был быть кто-то на производстве, промышленный дизайнер-график, который разработал макет фантика. И понеслось - весь день я погружалась в сладкий мир кондитерского производства, советского промышленного дизайна и коллекционирования фантиков. Кстати, коллекционирование фантиков от конфет называется «сакуломистика» от лат. sacculum "мешок". Наверняка вы этого не знали ))


"Мишка Косолапый" - самая старая по рецепту и упаковке конфета, которую производят на фабрике «Красный октябрь». Как известно, «Красный октябрь» был образован в 1922 году в результате национализации «Фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений «Эйнем». Надо сказать, что до появления в России в 1867 году фабрики Теодора Фердинанд фон Эйнема ни конфеты, ни шоколад не имели названия. Шоколад обозначался цифрами и упаковывался в фольгу. Покупатели различали его либо по номерам, либо по цвету фольги. Именно Эйнем в тандеме со своим компаньоном Юлиусом Гейсом положили начало рекламе в кондитерской сфере. Особое внимание уделялось звучным названиям: «Ампир», «Миньон», шоколад «Боярский», «Золотой ярлык». На гордо реявших над городом дирижаблях красовались надписи, которые призывали покупать шоколад Эйнема. Для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса монпансье» или «Кекс-галопа». Для изготовления рекламы и упаковки фабрика Эйнема привлекала лучших художников того времени, таких как Врубель, Бакст, Билибин и Бенуа.


Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и просвещала. Создавались красочные серии шоколада и конфет на различные темы: в коробки с конфетами вкладывалась коллекционная карточка, на одной стороне которой покупатель видел картинку, а на другой мог прочесть краткую статью энциклопедического характера. Существовали серии «Охота в России», «К 300-летию царствования дома Романовых», «1812 год», «Памятники России», «Клады земли и моря», но нас в данном случае больше всего интересует серия из 12 карточек «Русские художники и их картины», в которую вошло интересующее нас «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, написанное в 1889 году и приобретенное Павлом Третьяковым для своей галереи в том же году.

Нет, он не Шишкин, он другой - это Васнецов. А исторической карточки с Шишкиным в архивах интернета не нашлось.


Серия карточек «Русские художники» вкладывалась в наборы конфет, покрытых шоколадной глазурью, с пралиновой начинкой, помещенной между двумя хрустящими вафлями. Пралине - это миндаль, растертый с сахаром с добавлением какао-масла, очень распространенное лакомство в Германии, на родине Фердинанда Теодора фон Эйнема. Если не считать заменителей какао-масла, эмульгаторов и ароматизаторов, рецептура конфеты за эти годы не изменилась. Серия «Русские художники» вышла в 1896 году, так что рецепту «Мишки» в этом году исполняется 120 лет. А вот что касается собственно названия «Мишка косолапый» и дизайна обертки, то здесь самое интересное впереди.

«Утро в сосновом лесу» (а не «Мишки в сосновом бору»). 1889 г.
Худ. И. Шишкин (мишек писал Константин Савицкий, как мы все хорошо знаем, но поскольку Третьяков при покупке велел стереть его подпись с картины, останемся в классической версии единоличного авторства Шишкина).
Государственная Третьяковская галерея


Практически одновременно с выпуском тематической серии карточек «Русские художники» шедевр Шишкина оказался уже на индивидуальной конфетной обертке, а не на карточках-вкладышах. В Музее истории шоколада и какао «МИШКа» на Малой Красносельской, д.7 в Москве хранится ценнейший экспонат - подлинный фантик "Мишки косолапого" рубежа XIX-XX веков, за которым музейщикам пришлось погоняться по аукционам. Название «Мишка косолапый» родилось, видимо, вместе с дизайном фантика. Когда это произошло - точно сказать сложно, но музейный фантик датируется серединой 1890-х годов. Однако этот фантик, хоть и повторяет полотно Шишкина, еще не является «тем самым» - с медвежатами на бирюзовом фоне. Авторство знаменитого дизайна «мишкиной» обертки принадлежит художнику Мануилу Андрееву, который в 1913 году поместил на обертку сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал шестиконечные Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на Рождество.

«Мишка косолапый» фабрики «Эйнем». Худ. М. Андреев. 1913 год


После 1917 года рисунки и шрифты для этикеток и упаковок заимствовались со старых, «дореволюционных» образцов, поэтому конфета «Мишка косолапый» в обертке по рисунку М. Андреева и по первоначальному рецепту производилась с 1925 года уже на фабрике «Красный октябрь» после национализации «Эйнема».

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ КУШАТЬ "МИШКУ", ЗАВЕДИ СЕБЕ "СБЕРКНИЖКУ

«Мишка» производства «Красного октября» пользовался большой популярностью, экспортировался и стоил в Моссельпроме (пищевой трест Московского совнаркома, объединивший под своим началом кондитерские, мукомольные, пивоваренные и табачные фабрики Москвы), довольно дорого - 4 рубля за килограмм, это были самые дорогие конфеты той поры. Гений агитпропа Владимир Маяковский даже придумал звучный слоган, который тут же был запечатлен на фантике: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку». Это было единственным нововведением советской эпохи - бирюзовый фон, орнамент из ёлочек, медведи и даже вифлеемские звезды остались на своих местах.

Обертка «Мишки косолапого» производства
фабрики «Красный октябрь».
Нач. 1920-х гг. Худ. М. Андреев.


Кстати, определенную знаковость для массовой потребительской культуры, которую приобрели «Мишки» с начала выпуска на «Красном октябре» в 1925 году, иллюстрирует тот факт, что художник Александр Родченко изобразил именно эту конфету на стене знаменитого конструктивистского здания «Моссельпрома» в Москве. Помимо «Мишки косолапого» на стенах дома красовалась реклама молока и пива «Друг желудка», папирос «Герцеговина Флор» и знаменитый слоган Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме».

«Дом Моссельпрома» в Калашном переулке в Москве.
Арх. Н. Д. Струков, панно - худ. А.М. Родченко и В. Ф. Степанова.
1925 г. В качестве примера «конфект», продающихся в Моссельпроме, приведен именно «Мишка косолапый».


Во время Великой отечественной войны производство кондитерских изделий на фабрике «Красный октябрь» было практически остановлено: выпускались шоколадные плитки «Гвардейский» и «Кола» с повышенным содержанием теобромина и кофеина, производились концентраты каш и сигнальные шашки. Тем временем автор знаменитой этикетки 1913 года Мануил Андреев, став одним из родоначальников российского промышленного дизайна, выполняет заказы для винодельческой, парфюмерной, табачной, чайно-кофейной и консервной промышленности. В 1944 году он становится членом Московского Союза художников и преподает рисунок молодым художникам-графикам, среди которых был Леонид Челноков - будущий главный художник фабрики «Красный октябрь».

Главный художник фабрики «Красный октябрь» Леонид Челноков.
1960-е гг.


В 1930-е годы Челноков под руководством Константина Юона занимался в «рабочей студии» при ВЦСПС. Юон, хоть и известен нам по картинам в Третьяковской галерее как пейзажист-традиционалист, возглавлял разработку рекламных плакатов и упаковки в «Моссельпроме». Отслужив в армии и пройдя войну, Челноков вернулся в Москву и по совету своего учителя Мануила Андреева решил попробовать себя на ниве «производственного искусства». Надо сказать, что отец Челнокова Константин Петрович возглавлял в то время литографию фабрики «Красный октябрь», то есть руководил производством упаковки, дизайн которой его сын будет разрабатывать на протяжении 40 лет. А пока начинающего промграфика Леонида Челнокова приняли в штат специализированной художественной мастерской «Главкондитер», находившейся в ведении «Красного октября», где он и проработал 42 года - сначала рядовым оформителем, а затем - главным художником. В мастерской «Главкондитера» он оформлял продукцию московских фабрик «Красный Октябрь», «Рот-Фронт», «Ударница» и фабрики им. Бабаева.
Будучи главным художником фабрики «Красный Октябрь», Челноков восстановил и переработал этикетки, созданные еще до революции его учителем Мануилом Андреевым для фабрики «Эйнем»: «Золотой ярлык», «Садко», «Вишня в шоколаде», «300-летие Дома Романовых» и, конечно, «Мишка косолапый». В 1958 году он нарисовал фантик стограммовой конфеты «Мишка косолапый» для Всемирной выставки в Брюсселе, на которой «Красный Октябрь» получил Высшую награду. Челноков упростил цветовую гамму первоначальной обертки, сделав «ёлочки» из зеленых бирюзовыми - в цвет фона, убрал декор вокруг надписей и неактуальные вифлеемские звезды. Не могу сказать, что такое упрощение мне нравится - я как раз больше за классическую версию Андреева с вифлеемскими звездами, но художнику виднее - подобный подход мог быть продиктован особенностями производства бумажной упаковки, экономией краски, эстетическими требованиями эпохи в конце концов.

Обертка «Мишки косолапого» образца после 1958 года. Худ. Л. Челноков.


С этого времени «Мишку» стали выпускать многие кондитерские фабрики СССР, создавая свою вариацию обертки. Пользуясь тем, что «Мишка косолапый» не был запатентован, в начале 90-х годов его стали выпускать даже в США. Во второй половине 90-х годов приоритет в использовании товарного знака «Конфеты «Мишка косолапый» Роспатент закрепил за «Красным Октябрем».
За время работы на «Красном октябре» Леонид Челноков создал сотни эскизов коробок для конфет и конфетных оберток: "Незнайка", "Раковые шейки", "Ну-ка, отними!", "Петушок", "Красный мак", "Стратосфера", "Бенедиктин", "Коровка", "Чебурашка", "Кис-кис", "Трюфели", "Лимонные". Наверно, большинство оберток советских конфет, которые мы помним, созданы именно Леонидом Челноковым. Помимо этого он был замечательным художником, его пейзажи и натюрморты находятся во многих частных коллекциях.

«Красный октябрь» продолжает выпускать карамель «Раковые шейки» в обертке по эскизу Л. Челнокова. Кстати, если раньше меня смущало это название, то теперь не смущает - помимо «раковых шеек», были еще «гусиные лапки» и «утиные носы». Откуда такая любовь к птичьей анатомии в советской кондитерской промышленности - для меня загадка.


КАК РОДИЛАСЬ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
В 1955 году директор «Красного октября» вызвал старшего мастера шоколадного цеха Николая Виноградова и приказал ему срочно изготовить крупную партию конфет "Мишка косолапый". На что получил ответ - "практически это невозможно, кончились запасы миндаля". Директор заявил, что это его мало интересует, делайте из тех орехов, которые есть. Виноградов снял халат и отказался делать халтуру. В конечном итоге была изготовлена пробная партия конфет, где вместо миндаля использовали арахис. Конфеты всем понравились, но назвали их "Красная Шапочка".
ПРОЩЕ - НЕ ЛУЧШЕ

Я говорила, что мне не понравилась тенденция 1950-х к упрощению изображений на обертках? Забудьте - то были цветочки. В наше время эта тенденция перешла нулевую отметку в разряд антихудожественного минуса. Видимо это такая же подделка под обертку, как и находящийся внутри суррогат из искусственных добавок и консервантов - подделка под «те самые конфеты». Для примера - «Белочка» тогда и сейчас.

«Белочка» тогда

Шоколад — изделие, получаемое на основе какао-продуктов и сахара, в состав которого входит не менее 35% общего сухого остатка какао-продуктов, в том числе не менее 18% масла какао и не менее 14% сухого обезжиренного остатка какао-продуктов.

Для горького шоколада: не менее 55 % общего сухого остатка какао-продуктов и не менее 33 % масла какао.

Для темного шоколада: не менее 40% общего сухого остатка какао-продуктов, в том числе не менее 20 % масла какао.

Шоколадная глазурь — это глазурь, в состав которой входит не менее 25% общего сухого остатка какао-продуктов, в том числе не менее 12% масла какао.
Кондитерская глазурь — это глазурь, состоящая из сахара, какао-продуктов и жира — заменителя масла какао лауринового или нелауринового типа.

  • В маркировке конфет «Коровка» («РотФронт»), «Мишка на севере» (Фабрика имени Крупской), «Мишка косолапый» («Красный Октябрь») также указано, что они покрыты шоколадной глазурью.

Но на деле глазурь здесь оказалась не шоколадной, а кондитерской. Согласно проведенным экспертами расчетам (основанным на массовой доле сухого обезжиренного остатка какао и известном содержании масла какао в какао тертом и какао-порошке), масла какао в глазури каждого из трех образцов, минимум, в два раза меньше, чем нужно, чтобы глазурь можно было смело назвать шоколадной (не менее 12%).

За некорректное наименование глазури образцы «Мишка на севере» и «Мишка косолапый» занесены в Список товаров с замечаниями.

  • В маркировке конфет «Коровка» («РотФронт») было выявлено еще одно несоответствие фактическому составу.

В маркировке этих конфет указано, что в составе глазури — довольно дорогой эквивалент масла какао. Судя по результатам экспертизы, вместо него в глазури содержится смесь растительных жиров со значительной примесью гораздо более дешевого кокосового или пальмоядрового масла. Об этом говорит количество лауриновой кислоты — 3,2%. Между тем, согласно техническому регламенту на масложировую продукцию, содержание лауриновой кислоты в эквиваленте масла какао должно быть не более 1%.


Сложно найти того, кто хоть раз не видел бы картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» , будь то репродукция на стене или иллюстрация в школьном учебнике. Но большинство из нас знает ее по обертке от конфет «Мишка косолапый». Как произошло то, что на картине пейзажиста появились медведи, и признанный шедевр стали ассоциировать с конфетами – далее в обзоре.


Иван Иванович Шишкин считался в высшей степени мастером, когда необходимо было выписать каждый листочек, каждую травинку, но с изображением людей или животных у него дело не спорилось. Именно поэтому на знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» медвежье семейство писал другой художник – Константин Савицкий.


Картину подписали оба художника, но когда ее отнесли заказчику Павлу Михайловичу Третьякову, тот скипидаром стер фамилию Савицкого, заявив, что заказывал полотно только у одного живописца.

Иван Иванович Шишкин получил за картину 4000 рублей. Одну тысячу он отдал Савицкому. Константин Аполлонович возмутился, что гонорар поделили не пополам, и в сердцах даже заявил, что его медведи занимают центральное место на картине, а лес является только фоном. Эти слова очень обидели Шишкина. Совместных картин художники больше не писали.


Примерно в тот же период, когда полотно «Утро в сосновом лесу» было представлено широкой общественности, на кондитерской фабрике «Товарищества «Эйнемъ» изготовили новый сорт конфет: покрытые шоколадом вафельные пластины с прослойкой миндального пралине. Возникла необходимость создания обертки для конфет, и тут взгляд владельца предприятия Юлиуса Гейтса случайно упал на репродукцию картины Шишкина. Решение было найдено.


После Октябрьской революции конфетную фабрику национализировали и переименовали в «Красный Октябрь», хотя еще несколько лет в скобках дописывали «бывш. «Эйнемъ», настолько популярна была торговая марка. Конфета «Мишка косолапый» стала любимой сладостью советских граждан. Со временем картина Шишкина стала ассоциироваться с оберткой, а ее название упростили до «Трех медведей», хотя на полотне их четыре.

Иван Иванович Шишкин запомнился потомкам не только полотном «Утро в сосновом лесу». Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои картины красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. настолько реалистичные, что кажется, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.

«Мишка на Севере», «Мишка косолапый», «Ну-ка, отними!», «Птичье молоко» и, конечно же, «Белочка» — dolce vita советского человека, квинтэссенция шоколадного счастья лакомки, квазиунофантазия кондитерского мастерства, сладкие символы эпохи…

«Мишка на Севере»

Мягкие глазурованные конфеты с ореховой начинкой, заключенной в вафельный корпус, получившие такое ласковое название «Мишка на Севере», кондитеры фабрики имени Н. К. Крупской начали выпускать накануне Великой Отечественной войны, в 1939 году. Лакомство настолько полюбилось жителям города на Неве, что даже во время сложнейшего периода жизни Ленинграда, несмотря на все трудности военного времени и осадного положения, фабрика не прекратила производство этих конфет, хотя и приходилось использовать заменители традиционного кондитерского сырья.

Дизайн одной из первых оберток конфеты «Мишка на Севере»

Известный и узнаваемый дизайн обертки конфеты, на которой изображен белый медведь на заснеженных просторах Северного полюса, создала известная художница Татьяна Лукьянова, которая на протяжении многих лет сотрудничала с ленинградской фабрикой.


В СССР «Мишку на Севере» выпускали несколько фабрик

Шли годы, но популярность «Мишки на Севере» все возрастала, поэтому производители сочли необходимым усовершенствовать вкус любимого лакомства, добавив в 60-е годы в состав пралинового корпуса конфеты дополнительные виды орехов, а также расширить линейку кондитерской продукции столь удачной и востребованной марки.

«Мишка косолапый»

Немногие знают, что шоколадные конфеты «Мишка косолапый» — своеобразный советский кондитерский символ — родом не из СССР, а из царской России. Его история началась в мастерских «Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнемъ»», причем сама история создания конфеты давно обросла многочисленными легендами.

Примерно в 80-е годы XIX века на пробу Юлиусу Гейсу, руководителю «Товарищества «Эйнемъ»», принесли конфету: толстый слой миндального пралине был заключен между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Находка кондитеров фабриканту пришлась по вкусу, тотчас появилось и название — «Мишка косолапый». По легенде, в кабинете Гейса висела репродукция картины Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу», вследствие чего сначала было придумано название, а позднее и оформление нового лакомства.


«Утро в сосновом лесу». И. Шишкин, К. Савицкий, 1889 год

Но когда же родился знаменитый фантик? В фонде ЦУНБ имени Н. А. Некрасова находится наиболее полный альбом дореволюционных и советских работ художника Мануила Андреева — автора сладкого символа. В альбоме указана точная дата появления обертки «Мишки косолапого» — 1913 год. Если следовать этой записи, в 2013 году был 100-летний юбилей фантика легендарной конфеты.

В начале 90-х «Мишку косолапого» выпускали даже в США


На обертке художник поместил сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на рождественские праздники. Кстати, утверждал макет обертки уже сын Юлиуса Гейса, Владимир, который с 1907 года после смерти отца возглавил правление «Товарищества «Эйнемъ»».

После 1917 года рисунки и шрифты для этикеток и упаковок заимствовались со старых, «дореволюционных» образцов. Прежними оставались и наименования многих товаров. К тому же с победой Великой социалистической революции все стало всеобщим достоянием, в том числе и рецептуры конфет. Поэтому когда с конца 1920-х годов начали выходить всесоюзные сборники рецептур, каждая советская фабрика могла повторить шедевр другого производителя.


Обертки конфеты «Мишка косолапый»

После Великой Отечественной войны ученик Мануила Андреева Леонид Челноков восстановил произведение своего учителя. Будучи главным художником фабрики «Красный Октябрь» (бывшей «Эйнемъ»), он в 1958 году нарисовал фантик стограммовой конфеты «Мишка косолапый» для Всемирной выставки в Брюсселе, на которой «Красный Октябрь» получил Высшую награду. С этого времени «Мишку» стали выпускать многие кондитерские фабрики СССР, более 20 из которых печатали свою вариацию обертки, видоизменяя шишкинский сюжет. Пользуясь тем, что «Мишка косолапый» не был запатентован, в начале 90-х годов его стали выпускать даже в США. Во второй половине 90-х годов приоритет в использовании товарного знака «Конфеты «Мишки косолапый»» «Роспатентом» был закреплен за ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь»».

«Ну-ка, отними!»

Популярная в советское время конфета «Ну-ка, отними!» тоже была выпущена более ста лет назад на фабрике «Эйнемъ» благодаря все тому же Мануилу Андрееву. На фантике художник изобразил свирепого вида мальчугана с битой в одной руке и надкусанной плиткой шоколада «Эйнемъ» в другой. Не вызывало сомнений, что мальчик готов на все, чтобы доесть лакомство.


Шоколад «Ну-ка, отними!». Товарищество «Эйнемъ», начало XX века

Конфета зажила самостоятельной жизнью на многих рекламных вкладышах, открытках и объявлениях фабрики «Эйнемъ», став ее визитной карточкой. После революции Мануил Андреев вновь вернулся к образу мальчугана с битой, правда, надпись «Эйнемъ» и «Ъ» с обертки лакомства исчезли. Но в таком виде конфета просуществовала недолго, так как счастливый советский малыш не мог иметь такой свирепый вид, да, к тому же, штаны в заплатах. Поэтому на последующих вариантах этикетки фабрик Наркомпищепрома СССР, а с 1946 года — Министерства пищевой промышленности — мальчик счастливо улыбался.


Обертки конфеты «Ну-ка, отними!»

В 1952 году художник Леонид Челноков, творчески переработав и сохранив фон обертки, нарисовал девочку в синем в горошину платье с конфетой в руке, дразнящей белую собачку. Впоследствии оба персонажа этикетки видоизменились до неузнаваемости, а на некоторых фабриках СССР вообще исчезли, уступив место всевозможным зверюшкам и сказочным героям. Но, несмотря на это, в памяти всех советских мальчишек и девчонок сохранился «челноковский» образ любимого лакомства.

Советский бренд конфет «Ну-ка, отними!» получил новую жизнь


В современной России бренд конфет «Ну-ка, отними!» получил новую жизнь. Только теперь на фантике вместо девочки и собачки помещен супермен с цветами российского флага на груди, а в обрамлении георгиевской ленточки красуется новое название «Крым. А ну-ка, отбери!"


Реклама новой конфеты «Ну-ка, отними!»

«Птичье молоко»

Вкусная история «Птичьего молока» началась в 1936 году. Ян Ведель, владелец польской кондитерской фабрики «Е. Wedel», разработал рецепт удивительных конфет, не похожих ни на один кондитерский продукт, производимый до этого. Эти конфеты готовились по рецепту зефира, только без добавления яиц: сахар, желатин, декстроза и ароматизаторы взбивались до состояния «губки». После чего из сладкой массы формировали конфеты и глазировали их шоколадом. Современники дали десерту однозначную оценку: «Он — божественный!» И Ян Ведель, выслушав эти искренние восторги, назвал свое кулинарное творение «Ptasie Mleczko» («Птичье молоко»). Кондитер рассудил просто: «Что еще может желать человек, у которого есть все? Действительно, только птичье молоко».


Коробка конфет «Ptasie Mleczko»

Вкусная история «Птичьего молока» началась в 1936 году


В 1967 году министр пищевой промышленности СССР во время рабочего визита в Чехословакию попробовал это оригинальное лакомство. Вернувшись на родину, чиновник собрал кондитеров крупных предприятий на фабрике «Рот-Фронт», продемонстрировал коробку привезенного «Ptasie Mleczko» и дал им задание изобрести что-то похожее на этот заграничный десерт. Лучшей, по мнению советских граждан, оказалась разработка специалистов фабрики «Приморский кондитер» из Владивостока под руководством Анны Чулковой. Она лично дорабатывала рецепт и экспериментировала с ингредиентами. По ее же инициативе ручной способ резки был механизирован, благодаря чему объемы производства выросли вдвое. За разработку уникальной рецептуры Анна Чулкова даже была награждена орденом Ленина.


Конфеты «Птичье молоко»

Спустя некоторое время после приезда министра из заграницы, в СССР началось массовое производство конфет «Птичье молоко». Советское «молоко» было вкусным — это знали все, а вот какие конфеты были самыми-самыми — вопрос очень субъективный: кто-то доставал именно владивостокскую «птичку», а кто-то искал только московскую. В Союзе «Птичье молоко» производилось в промышленных масштабах на фабриках от Владивостока до Прибалтики, но все равно оставалось в дефиците.

Конфеты «Белочка»

Эту конфету можно назвать символом эпохи ушедшего в историю ХХ века. Ни один праздничный стол, ни один новогодний подарок не обходился без конфет «Белочка». Фантики из плотной бумаги, на темно-зеленом фоне — шустрая белка, а внутри — конфета невероятной вкуснотищи. С орешками.

Первая «Белочка» появилась в начале 40-х годов XX века


Первая «Белочка» появилась в начале 40-х годов прошлого века и производилась «Кондитерской фабрикой имени Н. К. Крупской», которая входила в состав Ленинградского производственного объединения кондитерской промышленности. В советское время объем производства этих популярных конфет достигал тысяч тонн в год. Позже, в 1998 году, был зарегистрирован товарный знак «Белочка». Сегодня права на серию товарных знаков «Белочка» принадлежат компании «Оркла Брэндс Россия».


Современная обертка конфет «Белочка» фабрики имени Н. К. Крупской

Бренды, созданные в Советском Союзе, феноменальны. Они смогли пережить свою страну и остаться такими же популярными и востребованными. Почему? Потому что все еще живет стереотип: «советское — значит качественное», и в магазинах мы ищем продукты со знакомыми названиями, с «тем самым вкусом», знакомым с детства.

Большинство сортов этих конфет в Советском Союзе, несмотря на их сравнительную дороговизну, можно было приобрести лишь в крупных городах, а в провинции они считались дефицитом. Тем не менее, каждая семья старалась достать к праздничному столу или просто в подарок детям знаменитых «Мишек косолапых» или «Красную Шапочку».

«Косолапого» выпускал еще «Эйнем»

Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» до постреволюционной национализации называлась «Эйнем» в честь ее основателя немца Фердинанда Эйнема. «Мишку косолапого» там выпускали с 1913 года. По словам директора столичного музея истории шоколада и какао (МИШКа) Людмилы Анатольевны Нумеровой, в состав классических «косолапых» входили шоколад, вафли, миндаль, сахар и какао-масло (последние три ингредиента называются пралине).
Кило «Мишки косолапого» в Советском Союзе стоило от 4 до 6 рублей, и в отдаленных районах СССР советские дети были счастливы, если такие сладости перепадали им в новогодних подарках вместе с другими конфетами, попроще.

«Раковые шейки»: схожесть с хвостом рака только внешняя

Еще одни суперпопулярные и сравнительно доступные в Советском Союзе конфеты с дореволюционной историей. Их выпускало еще «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (после национализации – кондитерская фабрика имени П. А. Бабаева). Свое название конфеты получили из-за внешнего сходства с рачьим хвостом.
Как пишет автор исследования о деятельности товарищества Абрикосова Светлана Фоменко, известный российский кондитер был большой выдумщик по части рецептуры конфет. Для производства «Раковых шеек» использовалась картофельная патока, делающая карамель прозрачной, а винный осадок (кремортартар) позволял конфетам не засахариваться. Начинялись «Раковые шейки» миндалем, сахаром, ванилью и фруктовым ликером, что придавало им мягкость и своеобразный вкус.
На 20 копеек в СССР можно было купить 100 грамм этих конфет, и в советских магазинах они появлялись чаще, чем другие популярные кондитерские изделия.

«Красная Шапочка» изготовили благодаря отсутствию миндаля?

Во всяком случае, такую версию происхождения одного из самых знаменитых сортов советских конфет приводит сооснователь передвижного московского музея истории русского шоколада Мария Головкина. Якобы в середине 50-х годов прошлого века на «Красном Октябре» старший мастер решил пустить в производство конфеты, в которых вместо отсутствующего на тот момент миндаля, применяемого для изготовления «Мишки косолапого», был арахис. Земляной орех и вошел в пралине «Красной Шапочки», дополненное трехслойной вафельной начинкой и шоколадной сладко-горькой глазурью.
Стоимость «Красной Шапочки» была сопоставима с ценой на «Мишку косолапого», и эти конфеты также были в дефиците. Во всяком случае, до периферии они доходили нечасто, но, несмотря на дороговизну, на прилавках советских магазинов «Красная Шапочка» никогда не залеживалась.

«Мишка на севере, Машка на юге»

Такое прозвище в народе получили в СССР эти шоколадные конфеты, также имевшие ореховую начинку в вафельном корпусе с шоколадной глазурью. «Мишку на севере» на ленинградской кондитерской фабрике имени Н. К. Крупской начали производить за 2 года до начала Великой Отечественной войны и не прекращали их выпуск даже в блокаду.
В последующие годы конфеты выпускались несколькими фабриками по всей стране, с 60-х годов состав «Мишки на севере» неоднократно менялся (использовались различные орехи), вдобавок, под этой маркой в Советском Союзе начали производить ряд других шоколадных изделий.
Стоил килограмм «Мишек на севере» 5 рублей, и, не взирая на широкое производство этих конфет, для отдаленных регионов страны они все же оставались дефицитными.

«Белочку» придумал Борман

По утверждению М. Головкиной, авторство состава этих знаменитых советских конфет принадлежит Григорию Николаевичу (Жоржу) Борману – еще одному известному дореволюционному российскому кондитеру. После национализации питерской фабрики Бормана ей дали имя революционерки Конкордии Самойловой, затем предприятие влили в ленинградский кондитерский «холдинг» имени Н. К. Крупской.
Шоколадные конфеты с дробленым фундуком в начинке и с белочкой на обертке имели нежный вкус пралине и стоили 5 рублей за кило. «Белочку» практически всегда включали в состав детских новогодних кондитерских наборов, а во время СССР фабрика имени Крупской выпускала по нескольку тысяч тонн конфет данного сорта.
… Все эти конфеты были весьма калорийны – от 414 ккал («Раковые шейки» до 538 ккал («Белочка») на 100 грамм. Калорийность остальных – «Красной Шапочки», «Мишки косолапого» и «Мишки на севере» превышала 500 ккал на 100 грамм.