Первые шаги в обучении детей и взрослых игре в городки. Игры с элементами спорта

Техника броска биты состоит из следующих элементов:

  • хват или держание биты за ручку;
  • исходное положение - стойка;
  • замах - отведение биты;
  • разгон биты;
  • выброс или финальное усиление.

Хват

Удержание биты кистью, городошники называют «хватом». Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват - конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний - граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий - ручка заканчивается под мизинцем руки игрока. По степени усилия сжатия кисти хват делится на свободный и жёсткий. По расположению пальцев на ручке биты различают: хват «в замок» (большой палец охватывает ручку) и «ограниченный» (большой палец располагается вдоль ручки).

При «глубоком» хвате конец ручки биты расположен за пределами кисти, что ограничивает её хлестообразное действие в момент выброса. Игроки же, практикующие хват « в замок», демонстрируют лучшее владение битой, так как кисть у них менее закрепощена, а значит, им легче корректировать плоскость вращения, легче осуществлять центровку биты относительно фигуры. Это оптимальный вариант хвата.

Стойка

Постановка ног. Правая стопа ставится под углом 30-45 градусов (по отношению к передней планке) перед отметкой основного места (место, с которого планируется полный разворот биты перед фигурой). Стопа левой ноги развёрнута под большим углом и расположена с небольшим смещением влево на расстоянии 15 см от правой пятки. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги.

Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, на сколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Плечи опущены и максимально расслаблены. Правая рука согнута в локтевом суставе под углом 90 градусов, локоть слегка прижат к туловищу, предплечье фиксировано и в таком положении остаётся до момента выпуска биты в цель. Левая рука удерживает биту снизу на удобном расстоянии от правой руки. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.

Замах

Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе, кисть доходит до осевой линии направления броска, а комель биты несколько дальше - через низ.

Разгон биты

Начало разгона совпадает с моментом движения левой ноги в шаге и поиска ею опоры. Туловище при этом подаётся несколько вперёд, полностью разгибая руку и увлекая за собой биту. Далее, почувствовав опору левой ногой, выполняется мощный, но не очень резкий толчок правой ногой с одновременным рывком предплечья и локтя в сторону - назад. Вес тела переносится на левую ногу, правая нога подтягивается, удерживая равновесие системы. В момент толчка правое бедро и таз поворачиваются против часовой стрелки, обгоняя движение плечевого пояса и закручивая позвоночный столб. Заканчивается бросок выбросом биты.

Выброс

После того, как крутящий момент передался через позвоночный столб на плечевой пояс и скорость плечевой оси достигла предела, начинается торможение верхнего звена с последовательным его обгоном: плечом, предплечьем, кистью и комлём. При последовательном торможении частей руки от плеча к кисти и натягивании биты на себя, центр тяжести биты резко набирает максимальную скорость уже по отношению к кисти, т.е. бита увеличивает линейную и угловую скорость за счёт торможения кистью ручки (резко уменьшается радиус раскрутки). Выпускается бита в точке траектории Ц.Т., через которую проходит касательная в нужную точку на фигуре (для центрового удара). Туловище в фазе разгона и выброса незначительно наклонено в сторону биты, левая нога в момент выброса выпрямляется полностью. Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой.

Основным элементом игры являются броски биты в цель. Они могут производиться, главным образом, с места.

Сущность точного броска биты с места заключается в том, что после выпуска с руки она должна вращаться в полете параллельно поверхности земли и при приземлении соприкасаться с городом всей своей плоскостью параллельно лицевой линии. Такой удар получил название «лобового» (рис. 1) и является в игре основным.

Прежде чем произвести бросок биты, игрок обычно занимает следующее положение: став лицом к своему городу, выставляет левую ногу вперед (при броске с правой руки), а правую отставляет назад приблизительно на ширину плеч, причем носок левой ноги находится почти на одной линии с каблуком правой; центр тяжести тела - на обеих ногах. Из этого положения выполняется замах: рука с битой движется по дуге вниз-назад, центр тяжести тела переносится на правую ногу. Затем бита выносится вперед, центр тяжести тела переносится на левую ногу, правая нога одновременно выпрямляется, и бита выпускается из руки. Описанное исходное положение не является каким-либо каноном, в нем, конечно, будут иметь место индивидуальные отклонения.


Новички и женщины часто бросают биту не через сторону, а из-за головы, что представляет значительную ошибку, так как бита в этом случае не имеет ровного вращения и, приземляясь, соприкасается с бетоном одним из своих концов. Правильный бросок всегда производится через сторону совершенно выпрямленной или полусогнутой рукой. При первом способе рука остается выпрямленной как в момент замаха, так и при выносе биты (рис. 2), во втором - она полусогнута (рис. 3).


Броски с кона . Большинство бросков с кона производится лобовым ударом, для выполнения которого игрок должен уметь соразмерять расстояние до цели, силу броска и тяжесть биты. Если при броске биты им это не учтено, то получается: а) недолет, б) перелет, в) удар концом биты, г) полный уход биты в сторону или д) вертящаяся во время полета бита неправильно соприкасается с городом - не параллельно его лицевой линии, а наискось. При этом необходимо различать «недоразворот» биты (рис. 4) и «переразворот» ее (рис. 5). Для правильного разворота биты нужно плавно и всегда с одинаковой силой выпускать ее из руки. Если же бита все-таки ложится наискось, причину этого следует искать в другом: в неправильном выборе расстояния до цели или в неправильной оковке биты. Последняя имеет большое значение и должна производиться таким образом, чтобы центр тяжести биты лежал в 50-60 см от ее ручки.



Удары битой с кона выполняются игроками различными способами в зависимости от расположения городков выбиваемой фигуры, но цель всегда преследуется одна: выбить одним ударом наибольшее количество городков. Способы выбивания городков в фигурах можно разделить на несколько групп (рис. 6).


1-я группа - «пушка», «колодец», «аэроплан». Эти фигуры сравнительно легко выбиваются лобовым ударом. Незначительные недолеты бит (10-15 см) и перелеты не больше чем на толщину городка (4-б см) допускаются. Более далекие недолеты и перелеты, а также недоразвороты и переразвороты бит ведут к развалу фигуры, подкатыванию городков к штрафной линии или полному промаху. Уводы бит в стороны также приводят к развалу городков.

2-я группа - «стрела», «рак», «ракетка». Фигуры этой группы выбиваются плотным лобовым ударом. Допустимы незначительные недолеты и уводы бит в стороны. Но зато опасны даже небольшие перелеты, особенно с недоразворотом или переразворотом, что неизбежно ведет к развалу городков.

Самой сложной фигурой данной группы является «стрела», и для того, чтобы выбить ее, требуется большей точности и плотности лобовой удар, иначе один или два задних городка остаются в городе.

3-я группа - «звезда», «вилка», «серп». Эти усложненные фигуры выбиваются лобовым ударом, центром биты при ее полном развороте. Допустимы незначительные недолеты биты, но при них она должна скользить по бетону. Небольшие недоразвороты и переразвороты также возможны. Однако выбивание фигур этой группы способом недоразворота и переразворота биты представляет большую тонкость и практически удается лишь игрокам высокого класса.

4-я группа - «артиллерия», «коленчатый вал». Эти фигуры выбиваются лобовым ударом, центром биты при полном ее развороте. В то же время допускаются небольшие недолеты (10-15 см) и перелеты (3-5 см). При большом недолете с последующим взлетом биты от фигуры «артиллерия» остается два крайних лежачих городка, а «коленчатый вал» разваливается совсем. Недоразвороты и переразвороты бит также ведут к развалу фигур»

5-я группа - «пулеметное гнездо», «часовые», «тир». Это группа самых сложных фигур, каждая из которых одной битой выбивается с большим трудом. Однако по мере роста техники городошников выбивание этих фигур одной битой уже перестает быть редкостью. Выбивать эти фигуры нужно не лобовым ударом, а в центр, причем бита при полном развороте должна соприкасаться с городками своим центром. Лобовой удар в основание фигуры, недолет биты, увод ее в сторону, а также переразвороты и недоразвороты ведут к развалу фигур.

6-я группа - «закрытое письмо». Это самая трудная и решающая фигура. По правилам игры вся она, сначала центральный городок - «марка», а потом и другие городки, должна выбиваться только с кона.

Но «марка» кладется на расстоянии одного метра от лицевой линии города, и выбить ее с прицельной позиции, выработанной на городок, который в других фигурах лежит на лицевой линии, невозможно.

Поэтому для успешного удара с полным разворотом биты необходимо отходить назад или, наоборот, приближаться к передней линии кона. Если у игрока выработана стойка в глубине кона, то ему следует подойти на 1 м к передней линии кона. Если же в основной стойке игрок располагается у передней линии кона, то, выбивая «закрытое письмо», для сохранения полного разворота биты он должен на 1,5-2 м отойти вглубь кона.

После «марки» выбиваются городки, обычно попарно, которые лежат в углах города. Чтобы выбить городки, лежащие в правой стороне города, нужно отойти от места своей основной стойки на 20-30 см, а чтобы выбить городки, лежащие в левой стороне города, нужно наоборот, подойти к передней линии кона на 20- 30 см.

Броски с полукона . Необходимые условия при ударе с полукона - правильный разворот биты в лобовое попадание. Для достижения этого игроки делают следующее: ставят городки на лицевую линию города, производят броски с передней линии полукона и смотрят, как развертывается бита при лобовом ударе. Если разворот неправильный (см. рис. 4 и 5), игрок путем отхода и подхода с места стойки может найти такое место для броска, чтобы бита ложилась параллельно лицевой линии города. Это расстояние от места стойки до лицевой линии города является для игрока основным при всех прочих ударах, когда выбиваемый городок лежит не на лицевой линии города, а ближе - в пригороде.

Если же городок оказывается, в центре города или у задней его линии, сохранять выбранное расстояние уже не представляется возможным, так как по правилам игрок не имеет права переступать линию полукона и приближаться к откатившимся городкам. Тогда приходится пользоваться следующим расчетом: установлено, что при броске средней силы бита делает в полете на 6,5 м приблизительно два полных оборота, значит один оборот на расстоянии 3 1/4 м, а полуоборот - на расстоянии 15/8 или приблизительно - на 1,5 м. Зная это и учитывая изменение указанных цифр в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, можно определить расстояние, с которого бита в конечном итоге при приземлении соприкоснется с городками полным разворотом.

Предположим, что городок лежит в центре города. Следовательно, расстояние до него от передней линии кона будет равно 7,5 м. В броске с такого расстояния бита не сделает полного разворота. А вот в броске с 8 м она сделает в полете 2,5 оборота и ударит в цель при полном развороте. Но чтобы бросить биту с 8 м, нужно отойти от передней линии полукона назад на 50 см. Если же городок лежит около задней черты города, то расстояние от него до передней линии полукона равно 8-8,5 м. Значит, в этом случае снова можно выполнять бросок биты, став непосредственно у передней линии полукона. Правда, в практике часто можно наблюдать, что с 8 м бита не ложится в цель с полным разворотом, но это уже объясняется тем, что обороты биты с увеличением расстояния становятся медленнее.

В заключение необходимо заметить, что все броски независимо от того, делаются ли они с кона или с полукона, должны выполняться с одинаковой силой и с соблюдением расстояния, позволяющего бите полностью развернуться. Бросок должен быть произведен ритмично, без ослабления или усиления и без резких рывков, - только тогда полет биты будет ровным и ее разворот в момент соприкосновения с площадкой полным.

Игра в городки имеет более чем двухсотлетнюю историю на территории России, где городки и изобрели. В городки играли Ленин и Лев Толстой, Шаляпин и Горький, Павлов и Сталин. Узнайте и вы об этой интересной игре!

Альтернативным названием для городков является «русский боулинг»
. Действительно, эти спортивные дисциплины имеют немало общего, в частности, размеренный темп игры, похожие цели и структура соревновательного процесса.

Для того, чтобы играть в городки, потребуется минимальный инвентарь и базовые сведения о создании фигур из так называемых городков (отсюда и название) – компактных брусочков из древесины.

Городки имеют существенную популярность и представляют собой исконно русский спорт . Внешне данная игра может выглядеть не совсем увлекательно, но в действительности представляет собой многогранный и интереснейший спорт, подробнее про который и расскажем далее.

История

Согласно наиболее распространенной версии, городки появились в 18 веке на территории России , и с тех пор представляли собой одну из наиболее распространенных народных забав. Конечно, в процессе развития этого спорта правила могли разниться и отличаться в зависимости, к примеру, от региона.

Консолидированные правила городков появились только в 1923 году , а после этого в 1933 правила обновились и появились схемы стандартных 15 фигур, которые используются в игровом процессе.

Граждане Советского Союза обожали городки. Этот спорт имел высокую популярность во многих регионах, хотя на командных соревнованиях лидерами всегда оставались москвичи, которые забирали самые высокие награды.

После 60-х годов предыдущего века количество спортсменов составляло около 350 тысяч .


Далее, популярность этого спорта постепенно снижалась, и, к распаду Союза, а точнее после распада, городки стали практически полностью забытым спортом, который мало кого интересовал. Как ни странно, но после 2000-х годов популярность городков снова растет, спорт обрел новых поклонников .

Более того, популярность городков давно распространилась за пределы России . Теперь этот спорт является международным и привлекает спортсменов из разных стран.

На данный период существуют регулярные Кубки Европы и чемпионаты мира.

Описание и современные правила игры в городки

В целом, игра представляет собой процесс выбивания городков из пространства на плоской поверхности , которое называется «городом».

Игроки поочередно бросают биту (по сути, палка из древесины) по различным фигурам. Целью является выбивание всех фигур за наименьшее количество бросков , как минимум следует сделать меньше бросков, чем соперник.

Итак, существует 15 фигур и игровое пространство . Каждый игрок выбивает бросками фигуры, которые всегда состоят из пяти городков — цилиндров из древесины.

Выбивать фигуры требуется особенным образом . Нужно чтобы городки выносились за заднюю или боковые части игрового квадрата. В игровом квадрате 2 на 2 метра и строятся фигуры, если после броска городки остаются в квадрате, потребуется делать следующие броски , пока фигура не будет выбита.


Когда первая фигура выбита, устанавливается следующая и так до 15-й фигуры. После этого процесс может повториться в зависимости от регламента.

Как правило, играют три партии, но счет ведут по количеству затраченных бросков (бит) для выбивания фигур, игрок, который сделал меньше бросков – выигрывает .

Также подсчет баллов может вестись на каждом броске, каждый выбитый городок дает 1 балл. Однако данная система является менее распространенной и на соревнованиях (да и в простых играх) используется редко.

Существуют правила бросков биты, которые требуется делать без существенной медлительности (около полуминуты на бросок) и направлять биту в особую игровую зону.

Перед квадратом, в котором устанавливаются фигуры, имеется линия, за которой нужно сделать первое касание битой. Если бита приземляется до линии или касается линии, то бросок не засчитывается , кстати, для того чтобы точно фиксировать касание, линию, как правило, отмечают слоем песка или земли и обновляют между бросками в процессе установки фигур.

Есть ограничение для длины биты – не более одного метра . Как правило, биты снабжают металлическими оправами, которые позволяют сохранять их целыми на протяжении многих бросков. Ведь в городки играют чаще всего на асфальте, о который древесина бьется и со временем деформируется.

Также есть правила о фиксированной дистанции до квадрата с фигурами . Сначала броски выполняются с так называемого «кона», который располагается в 13 метрах от фигур.

Но если начальный бросок выбил хотя бы один городок, то игрок переходит на так называемый «полукон», то есть пространство для бросков в 6,5 метрах от квадрата.

Соревнования по городкам

На данный период городки более всего распространены, как профессиональный спорт, в таких странах, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Эстония;
  • Германия;
  • Беларусь;
  • Латвия;
  • Монголия;
  • Молдова;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Кыргызская Республика;
  • Финляндия.


Федерация практически каждой из перечисленных стран проводит собственные соревнования в рамках национального первенства . Помимо этого, существуют локальные соревнования в некоторых отдельных городах, где имеются клубы любителей городошного спорта.

Чемпионаты мира и Европы по большей части проводятся на территории российских городов , но могут быть и в других странах.

В целом, турниров по городкам огромное количество, начиная от совсем локальных до крупных международных. Причем для того, чтобы поучаствовать в небольших турнирах , как правило, не требуется ничего, кроме предварительной записи и базового понимания данного спорта .

Тактика и техника игры в городки

Основной особенностью городков является грамотная техника бросков . По сути, именно благодаря броскам и выстраивается основная тактика игры.

Для бросков может использоваться разный тип хвата :

  • короткий – биту берут с самого края, ребро ладошки лежит ровно по краю биты;
  • средний – ладошка располагается на дистанции в пару ладошек от края;
  • глубокий – бита берется ближе к середине.

Каждый игрок выполняет броски хватом наиболее удобным для себя , тут отсутствуют какие-либо требующие соблюдения правила.

Собственно, бросок выполняется примерно сбоку и снизу , бита летит над землей, не меняя высоты, и начинает снижаться и замедляться практически над самой фигурой.

Техника броска в городках требует детального и тщательного изучения. Для того, чтобы обрести нормальную технику и уметь сбивать различные фигуры, потребуется немалое количество тренировок.

Вдаваться в эту тему не станем, в завершение параграфа скажем разве только о возможности использования командной тактики (очередность бросающих, замены и подобное) на командных соревнованиях, в которых принимают команды не менее пяти человек в каждой.

Площадка

Как правило, площадка для игры в городки имеет длину не менее двадцати метров, а в поперечнике около 15 , хотя размеры вполне могут варьироваться в зависимости от условий и типа игры.

На задней части (за «городом») может располагаться возвышение или какие-либо ограничивающие конструкции, которые позволяют городкам особенно не разлетаться и легче их собирать.

Игровой квадрат спереди имеет специальную разметку , которая располагается диагоналями от краев передней линии, эта разметка называется «усы» и ограничивает зону, за которую засчитывается вылет или выкатывание городка.

Стандартная площадка зачастую представляет собой две секции для игры, расположенные рядом . Такое расположение позволяет удобнее соревноваться, так как игрокам противоположных команд не требуется ждать бросков соперника, они просто последовательно сбивают фигуры, а судьи фиксируют результат.

Фигуры для игры в городки — схемы

Существует стандартный ряд фигур (хотя некоторые игроки могут придумывать и собственные, в частности, весьма интересно предоставлять такую возможность детям для развития фантазии) из 15 схем.

Каждая фигура – пять городков , складываемых на передней линии города посередине, за исключением 15-й фигуры — письмо.

Названия и последовательность фигур выглядят следующим образом:

  • «Пушка»,
  • «Вилка»,
  • «Звезда»,
  • «Стрела»,
  • «Колодец»,
  • «Коленчатый вал»,
  • «Артиллерия»,
  • «Ракетка»,
  • «Пулеметное гнездо»,
  • «Рак»,
  • «Часовые»,
  • «Серп»,
  • «Тир»,
  • «Самолет»,
  • «Письмо».


Такова классическая последовательность и количество фигур , но в разных партиях эта схема может варьироваться. В частности, более распространены укороченные партии, которые состоят из 10 или 6 фигур.

Размеры

Размеры каждого городка составляют по 20 сантиметров в длину , а диаметр около 5 сантиметров .

Размеры пространства для игры описаны ранее, следует разве только отметить требование к дистанции — не менее двух метров между двумя соседними городами и наличие так называемого «пригорода» , который образуется линиями «усов», передней линией города и линией между «усами» (она располагается в метре от передней линии квадрата).

«Пригород» используется для установки городков , которые после бросков выкатываются или вылетают вперед, в сторону игрока.

Какие качества развивает игра?

Для того, чтобы играть в городки, не требуются запредельные физические данные, однако эта игра не так проста, как кажется. Если внешне броски выглядят простыми, то на деле новые игроки сначала практически никогда попадают битой не только по городкам, но и вообще близко к «городу».

Следует отметить развитие выносливости у игроков в городки, так как матч может длиться подряд от двух и более часов непрерывно.

Из основных развиваемых качеств у спортсменов следует отметить :

  • меткость;
  • ловкость;
  • координацию движений;
  • глазомер;
  • силу рук.

Как правило, городки называют спортом для пенсионеров, но нередко и молодые люди предпочитают данную игру, и им городки предоставляют улучшение многих физических данных, а также развитие на уровне тактического и логического мышления.

Городки для детей

В завершение скажем некоторое количество слов относительно городков для детей. Подобная физическая активность окажется полезной и для юного возраста , и городки могут быть великолепно адаптированы под параметры детского тела. В частности, уменьшается размер биты и дистанция от кона до города .

Благодаря адаптации игры, дети могут получить возможность чувствовать себя комфортно и оттачивать навыки бросков.

Для детей городки полезны потенциалом к развитию внимательности и концентрации . Учитывая возможность весьма длительного продолжения каждого отдельного матча, городки могут помочь занять подрастающее поколение интересной и полезной активностью.

Создание детского комплекта может вообще не потребовать никаких финансовых вложений. Равно как инвентарь для стандартных городков, инвентарь для детских городков легко сделать самостоятельно .

Видео-уроки: правила и техника игры в городки


Июн 1, 2017 Александра

В последнее время могу констатировать всё повышающийся интерес к игре в городки. К сожалению, для современных подростков эта русская национальная игра является неизвестным и пугающим видом спорта, очень слабо знают эту игру и представители поколений до 50 лет. Таким образом, именно категории дошкольников необходимо уделить повышенное внимание. Следует заметить, что именно в это время и закладывается интерес к спорту.

Почему городки очень полезны ля школьников?

Манипуляции с городками и битой являются естественной реакций маленького человека в развитии его физических движений и манипуляций. Высыпьте городки перед маленькими детьми и понаблюдайте за ними - они начнут манипулировать с ними, делая различные фигуры. Если вы дадите детям в руки биту, они начнут крутить её, бить и бросать. Если мы объясним общие принципы игры в городки детям, то мы неизбежно получим увлечённых и преданных спорту маленьких людей.

Игра в городки для маленьких детей и столетия назад, и в настоящее время носила не только прагматический характер увлечения их в игре, чтобы они «не мешали» взрослым. Игра в городки для младших дошкольников - это физическое и интеллектуальное развитие. Она учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения.

Движение - это врожденная потребность ребёнка, и от удовлетворения её зависит здоровье малышей. Поэтому крайне необходимо удовлетворить эту потребность в условиях детского сада, где дети организованы в группы.

В настоящее время возросло количество детей с респираторными заболеваниями, нарушениями осанки, избыточным весом, с нарушениями зрения. Причинами этого является малоподвижный образ жизни. Игра же в городки является прекрасным видом двигательного досуга, которая включает в себя и изучение элементов спорта, знакомство с ним, так и закаливание организма, общение детей друг с другом и со взрослыми.

Играя в городки, ребёнку разрешается делать то, что в реальной прогулке на свежем воздухе, как правило, делать запрещено: играть с палкой, бросать её, бегать, кричать. Всё это является естественной и необходимой для психического здоровья психоэмоциональной разгрузкой. Удовлетворение, возникающее в результате преодоления возникающих трудностей различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного и жизненного опыта.

Помимо этого, городки могут являться одной из форм организации семейного досуга и укрепления связи поколений. Таким образом, привитие навыков, связанных с игрой в городки, для дошкольников означает физическое, психическое и социальное благополучие.

Чтобы убедиться в исключительной полезности игры в городки с дошкольниками, надо всего немного - организовать с ними эту игру и понаблюдать за их реакцией. Основываясь на богатом опыте занятий в городки с детьми дошкольного возраста, автор уверён - противников этой игры не будет, а последние сомнения рассеются.

Важно помнить одно - не следует давать детям биты для взрослых. Детские биты должны быть доступны ребёнку по весу. И лучше, при наличии выбора, если он выберет себе биты самостоятельно.



Условно при обучении детей основам городков можно выделит несколько составных этапов:

1. Подготовка площадки для занятий.
2. Организационный момент.
3. Проведение занятия.
4. Заключительная часть.

1. Подготовка площадки

Площадка для занятий обязательно должна быть чистой и безопасной - ударные зоны должны быть надежно огорожены. В условиях хорошей погоды предпочтительнее производить занятия на открытом воздухе.
Разметку "городов" для игры дошкольников не следует делать более 1х1 м.
Для занятий должны быть подготовлены биты разного веса, доступные пофизическим параметрам для занимающихся дошкольников. Сами биты обязательно должны иметь определённый центр тяжести, обеспечивающий вращение биты.

2. Организационный момент
При проведении занятий с дошкольниками особое внимание необходимо уделять организационным аспектам.
В ходе организационного этапа детям необходимо чётко объяснить: что мы будем делать, что такое игра в городки, как себя вести, какие меры предосторожности соблюдать, кого слушаться, что нельзя делать.

3. Проведение занятия

В начале занятия детям объясняется общая цель и суть в городки.

Следующим этапом является знакомство с основными городошными фигурами. Производится показ фигур, в ходе которого задаются наводящие вопросы. Во время ознакомления с фигурами следует поощрять активность детей, задавая им вопросы и предоставляя им возможность проявить фантазию и инициативу.

После ознакомления с фигурами, занимающимся рекомендуется в группах из трёх человек попробовать попридумывать свои фигуры и дать им название. Если рядом с местом занятий есть взрослые, рекомендуется пригласить их в качестве подсказчиков своим детям или воспитанникам.

После окончания упражнения на придумывание фигур рекомендуется попросить установить первоначальные для показа фигуры классической партии - "Пушку", "Стрелу", "Звезду", "Колодец", "Пулеметное гнездо", "Артиллерия", "Часовые". При большом составе группы и достаточном количестве городков можно выставлять и большее количество фигур.

При проведении занятий рекомендуется использовать плакат с изображением городошных фигур, который должен находиться в непосредственной близости от городошной площадки, в спортивном зале и в спортивных уголках групп. Это позволяет детям запоминать конфигурацию фигур, варианты их построения, самостоятельно проявлять поисковую инициативу без обращения за помощью к старшим.

После ознакомления с городошными фигурами детям предлагается познакомиться с городошными битами. Кратко рассказывается устройство городошной биты. Показываются различные виды бит - для взрослых и детей. Детям предлагается сравнить отличие взрослой биты и той биты, которой они будут играть.

После ознакомления с игровй площадкой и инвентарем для игры, участники занятия делятся на команды. Необходимо, чтобы в каждой команде был инструктор, который объяснит детям основы техники броска и придёт в необходимый момент им на помощь - подскажет, поддержит, похвалит или, наоборот, сделает замечание, если что-то делается неправильно.

Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма.
Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором

Основной элемент городошной техники - это бросок биты. Здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.

Как правило, на первых занятиях речь не идёт об объяснении всей техники броска. Основная задача первых занятий по технике - показать правильность движений и их последовательность. В ходе выполнения бросков осуществляется корректировка и подсказка, как надо правильно выполнять бросок. Необходимо помнить, что на этом обучения для ребенка очень важна похвала и поддержка.

Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры. Городки является общеразвивающей игрой, в которой общая координация занимает важнейшее место.

Все действия детьми выполняются только по команде инструктора: "Можно взять биту", "Можно выполнить бросок", "Собрать биты" и пр. Рекомендуется делать так, чтобы бросившие биты дети самостоятельно забрали их и принесли другому участнику своей команды.

Техника броска биты состоит из следующих элементов:
- хват или держание биты за ручку;
- исходное положение - стойка;
- замах - отведение биты;
- разгон биты;
- выброс или финальное усиление.

Хват
«Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват - конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний - граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий - ручка заканчивается под мизинцем руки игрока.
Разучивание хвата можно начинать уже в ясельной группе.

Процесс обучения проводится на учебных занятиях воспитателем по физической культуре, на прогулке и в самостоятельной игровой деятельности под контролем воспитателей групп.

Обучение игре начинается с выбивания фигуры "солдаты" ("заборчик"). В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10 - 15 см друг от друга. Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству. Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку).

Стойка
Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию.
Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.

Замах
Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе.

Выброс
Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты. При осуществлении броска инструктором объясняется, что в финальной части броска можно переносить центр тяжести тела и переступать после броска.
При проведении замаха и выброса следует обращать особое внимание на то, чтобы дети не отводили взгляда от фигуры, по которой они бросают.

При неблагоприятных погодных условиях, в зимнее, ненастное весеннее и осеннее время, обучение и совершенствование элементов техники игры в городки может проводиться в спортивном зале на универсальной разметке. На ней есть линия построения фигур, линия кона и полукона.

Включение в учебные занятия обучение игре в городки расширяет рамки учебной программы, обогащает детей новыми спортивными умениями и навыками, углубляет знания о старинных русских традициях и подвижных играх. Эффективность обучения повышается при наличии спортивного инвентаря в группах в количестве не менее двух в каждой, заинтересованностью и ответственностью воспитателей или инструкторов.