Объяснение правил игры. Как объяснять правила настольных игр

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.
Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.

При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3–4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.

Сбор детей на игру . Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.

Объяснение правил. Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил.

Руководство игрой . Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

Подведение итога . При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.

По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.

Варьируя игру нельзя менять замысел и композицию, но можно: увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке (ловишку поставить не сбоку, а на середине); сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); провести игру в нестандартных условиях (на берегу реки, на лесной поляне, в парке); усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать). К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

Не знаете с чего начать объяснение правил в настольных играх? Я не знаю как правильно, но могу рассказать, как это делаю я. Гораздо легче рассказывать правила, если у вас в голове есть небольшой план. Вы должны поэтапно подавать информацию. Также я прошу все вопросы задавать потом, потому что в ходе объяснения человек уже может получить ответы на них, да и просто это немного сбивает. Есть игры, где правила проще объяснить по ходу игры, например This war of mine (это моя война). Давайте для примера возьмем какую-то игру, например Blood Rage и на ее примере попробую объяснить правила.

1. Краткое описание игры, кто мы и что нам предстоит делать

Я часто пропускаю этот пункт, но он важен. Вы должны погрузить игроков в атмосферу игры. Для некоторых, особенно для того кто компетентен в этой теме, это окажется большим плюсом в понимании общей концепции механики игры или ходов игроков.

Blood Rage — игра про викингов и скандинавскую мифологию. Каждому игроку придется возглавить один из кланов викингов и заработать ему как можно больше славы. Мир постепенно гибнет, скоро наступит Рагнарёк, каждый клан стремится прославиться и вписать свое имя в историю. Викинги славятся своими быстрыми и неожиданными набегами. Для викингов считается почетно умереть в сражении, чтобы продолжить воевать и пировать в Вальгалле. Также у викингов много богов, исполняя их волю можно прославить свой клан.

2. Условия победы

Чаще всего я сразу проговариваю условия победы, это поможет при объяснение механики игры. Игроки сразу будут понимать для чего им нужно то или иное действие и к чему они стремятся.

Выигрывает тот, кто наберет больше всего славы. Слава в игре Blood Rage и является победными очками.

3. Описание планшетов и компонентов в распоряжении игрока

У вас есть планшет вашего клана, а также войска в резерве.
В качестве войск у вас есть: 8 воинов, 1 вождь и 1 корабль. По ходу игры у вас будет возможность нанят себе в армию чудовищ, но не более двух. Сила ваших войск (фигурок) описана на вашем планшете. В левом верхнем углу каждой карточки армии, указана цифра в красном кружке, эта цифра также является и ценой выставления этой фигурки на игровое поле. Ниже написаны свойства ваших фигурок, например: вождь, выставляется (вторгается) на поле бесплатно, но имеет силу 3.

Планшет клана можно условно разделить на 3 части.

Первая часть, это куда можно выкладывать карты и состоит она из 3 зон. К первой зоне относится ваша армия (войны, вождь и корабль), их можно улучшить, выложив соответствующую карту поверх (когда вы делаете улучшение армии, то можете тут же вторгнутся соответствующей фигуркой). Вторая зона, это улучшение клана. Вам доступно 3 улучшения за всю игру, выкладывая четвертое, одно придется скинуть (на свое усмотрение). Третья зона, это чудовища. Нанимая чудовищ, выкладывайте карту в эту область и можете тут же вторгнуться этим чудовищем на игровое поле. Когда выкладываете третье чудовище, то одно придется скинуть.

Вторая часть, это характеристики вашего клана. Ярость, показывает количества ярости, которое вы получите в следующем раунде. Ярость, это очки действия, которые вы тратите на совершение каких-то действий. Топоры, это вторая характеристика. Топоры показывают, сколько славы вы получите, если выиграете битву. Если в битве или после нее (за разграбление) вы повысили уровень ваших топоров, то сразу получите новое значение (если вы являетесь победителем в этой битве). Третий параметр, это шлемы. Чем больше шлемов у вас, тем больше фигурок может находиться у вас на игровом поле. Сила фигурок не имеет значения.

Третья часть планшета, это те действия, которые вам доступны во время вашего хода. Это нижняя часть планшета и она является просто подсказкой.

Стоит еще упомянуть про герб (знамя) клана, сюда будут выкладываться сыгранные карты воли богов (квестов).

4. Структура игры, хода и игровые фазы

Тут я описываю, какие действия доступны игрокам, сколько длится игра и как она разбита по раундам. Начинаю с большего и постепенно сужаю круг.

В игре 3 раунда (эпохи), каждый раунд состоит из 6 последовательных фаз и во второй фазе неограниченное число ходов (фаза действий).

6 фаз каждого раунда

1 фаза — драфт карт. Я раздам каждому по 8 карт, вы выбираете одну, остальные передаете по часовой стрелке следующему игроку. Далее берете те карты, которые вам передали и забираете еще одну карту. Так до тех пор пока не наберете 6 карт, оставшиеся 2 карты уходят в сброс в закрытую.
2 фаза — действия, самая долгая фаза. Тут мы будем разыгрывать поочередно любые из 5 действий. По поводу доступных действий расскажу позже. В этой фазе мы по очереди выполняем по одному действию, до тех пор, пока все не скажут пас (0 ярости) или все провинции не будут разграблены.
3 фаза — сброс всех карт кроме одной. Одну карту разрешено оставить на следующий раунд, она не пойдет в лимит тех 6 карт, которые вы сможете взять.
4 фаза — выполнение воли богов. Все игроки вскрывают сыгранные квесты и проверяют, выполнили они условия или нет.
5 фаза — Рагнарек. Указанная провинция гибнет, а вместе с ней и все находящиеся там фигурки, получая столько славы, сколько указано в текущем раунде.
6 фаза – возвращение из Вальгаллы. Все войны возвращаются в резерв своих владельцев. Сыграв улучшение клана на возвращение из Вальгаллы, некоторые игроки могут получать славу в этой фазе.

Действия доступные нам во время раунда

  1. Вторжение. Можно выставить любую фигурку из своего запаса, заплатив ее стоимость. Также можно разыграть карточку чудовища. Вторжение выполняется только в крайние провинции. Вторгаться в центральную провинцию Иггдрасиль нельзя.

  2. Марш. Можете переместить любое количество фигурок из одной провинции в любую другую. Количество фигурок может быть любым, главное чтобы в той провинции, куда вы идете, было столько свободных мест. Корабли перемещаться не могут.

  3. Улучшение. Улучшения могут быть как платные, так и бесплатные. Выкладывая карту улучшения, лучше огласите ее другим игрокам.

  4. Воля богов. Это бесплатное действие, которое не требуем ярости, но вы должны потратить на это ход. Вы выбираете карту воли богов с руки и выкладываете ее в закрытую на свой планшет. Карта считается разыгранной и будет проверяться в 4 фазу текущего раунда.

  5. Разграбление. Викинги не могут пойти друг на друга прямым конфликтом, все конфликты возникают когда кто-то хочет разграбить какую-то провинцию. Игроки из соседних провинций могут по очереди присоединится в битве за провинцию. Если фигурки игрока уже находятся в этой провинции, то он итак участвует в битве и выйти из нее не может. Когда начинается битва все игроки ОБЯЗАНЫ разыграть по одной карте с руки. Потом складываются значения силы фигурок каждого игрока с его разыгранной картой (если она боевая) побеждает тот игрок, который набрал больший результат. Все проигравшие убирают все свои фигурки в Вальгаллу и забирают на руку свои разыгранные карты. Победитель сбрасывает свою карту и получает славу в размере его топоров, а также если он объявлял разграбление, то переворачивает жетон провинции и получает эту характеристику. Если грабил не он, то только славу за победу. В случае ничьей все считаются проигравшими.

5. Мелкие нюансы и подготовка к игре

В конце стоит рассказать всякие исключения из правил и объяснить игрокам, если им интересно, что входит в подготовку к игре. Почему, например, до начала партии у нас уже некоторые провинции закрыты. В данной игре нужно показать игрокам примеры карт из всех эпох. Знание карт в этой игре очень важно. Лучше в первой игре даже подсказывать игрокам какое максимальное значение бывает на боевой карте в первом раунде. В общем, проговорите все мелочи и постарайтесь ответить на все вопросы максимально понятно.

Стоит обратить внимание:

  1. Все фигурки, оставшиеся в конце раунда на игровом поле, никуда не уходят, а так и остаются на нем на следующий раунд.

  2. В тексте карт может быть такое описание «уничтожает всех воинов», это значит, что этому эффекту будут подвержены все фигурки-воины, а вождя, корабля и чудовищ это не касается. Внимательно читайте текст карт.

  3. В случае ничьей в битве, все считаются проигравшими.

  4. Вторгаться можно только в крайние провинции и только если там есть свободное место.

  5. Раунд заканчивается в 2 случаях: когда все пас или когда все провинции разграблены.

  6. Если вы пас и у вас 0 ярости, то вам недоступны даже бесплатные действия. Вы по-прежнему можете присоединяться к битвам и участвовать в них во время хода другого игрока.

  7. Жетон первого игрока передается по часовой стрелке в начале раунда.

  8. Если чудовище считается кораблем, то на него распространяются и все эффекты, которые действуют и на корабль.

Видео о том, как примерно я рассказываю правила.

Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.

Если игра проводится в круге, то объяснение происходит в том же круговом построении. Руководитель занимает место не в центре, а в ряду играющих или, при большом количестве играющих, немного впереди них. Нельзя становиться в центр круга, так как тогда половина играющих окажется за спиной руководителя. Если играющие разделены на две команды и построены одна против другой на большом расстоянии («Вызов»), то для объяснения надо сблизить команды, а затем дать команду отойти к границам «домов». В этом случае руководитель, объясняя игру, становится между играющими в середине площадки, у боковой границы, и обращается то к одной, то к другой команде. Если игра начинается с движения врассыпную, можно построить играющих в шеренгу, когда их немного, или сгруппировать возле себя, но так, чтобы все хорошо видели и слышали руководителя. Следует помнить, что изложение игры надо сопровождать показом. Наглядность помогает лучше понять игру, и после объяснения у участников не возникает вопросов. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу (они будут плохо видеть руководителя) или к окнам (они могут смотреть в окно и отвлекаться). Руководитель должен стоять на видном месте боком или, в крайнем случае, лицом к свету, но так, чтобы видеть всех участников и контролировать их поведение.

При организации в младших классах игр с речитативом текст или слова, произносимые во время игры, разучиваются заранее. При этом руководитель обращает внимание на правильное произнесение всех слов, на то, чтобы ученики произносили слова громко, выразительно, но не крикливо.

Объяснение игры

Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Как уже говорилось, прежде чем начать игру, руководитель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению.



Рассказ должен быть кратким : затянутое объяснение может помешать восприятию игры. Исключение составляют игры в младших классах, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме. Рассказ должен быть логичным, последовательным . Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:

1) название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);

2) роли играющих и их расположение на площадке;

4) цель игры;

5) правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая о ходе игры, руководитель, бесспорно, коснется правил, но в конце рассказа необходимо еще раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять.

Руководитель должен обращать внимание на настроение учащихся: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда учащиеся играют в нее впервые. В этом случае, для того чтобы убедиться, понятна ли игра, руководитель спрашивает у одного-двух учащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. При повторениях игры следует только напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила и приемы. К восстановлению игры в памяти лучше всего привлекать самих учащихся.

Руководство игрой

1. Познакомиться с требованиями и правилами игры, в которую дети будут играть. Приготовить все необходимое оборудование и материалы перед ее началом.

2. Учесть уровень развития детей, их таланты, умения и неумения.

3. Предлагать только те игры, которые доступны данной возрастной группе, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опыту. Умело выводить участников из игры, которая для них сложна.

4. Избегать сверхэнтузиазма (перевозбуждения) у играющих.

5. Быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы умаляют достоинство взрослого.

6. Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированы, как их сверстники, поручая им задания или предоставляя возможность выполнять упражнения с учетом сноровки, которой они обладают. Ребенок с каким-либо недостатком может получать удовольствие, если будет судьей-хронометристом, счетчиком очков или главным судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Не обращать внимания на ошибки некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре.

7. Объяснять правила каждой игры вовремя и разрешить детям один или большее количество раз потренироваться, перед тем как начнется активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если дети не одобрят первую предложенную руководителем игру.

8. Давать детям отдых между играми в соответствии с их возрастом и возможностями.

9. Выбирать игры с учетом возможности их усложнения: начинать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей.

Теоретический доклад

по теории и методики физического воспитания дошкольников

Тема: «Методика проведения подвижных игр c детьми старшего дошкольного возраста»

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею.

Методика проведения подвижной игры включает в себя:

  • Выбор игры;
  • Сбор детей на игру;
  • Создание интереса;
  • Объяснение правил игры;
  • Распределение ролей;
  • Руководство ходом игры;
  • Подведение итога.

Выбор игры.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Дети пяти лет проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения с лазанием и д.р.) Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, перепрыгнуть через «ручеёк». Однако не рекомендуют проводить подвижные игры со сложными видами движений (лазание) до тех пор, пока дети не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее. Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 8-10 минут.

Также при выборе игры принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить её в кругу.

Сбор детей на игру.

Для сбора детей на игру и создания интереса можно договорится о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть»); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой. Собирать детей надо быстро (1-2 мин.), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре.

Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят её правила, более чётко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъём. Подвести к игре нередко удаётся путём вопросов, загадывания загадок.

Объяснение правил игры.

Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей данной возрастной группы воспитатель может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя стайкой. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу или полукругом; рядом с ними если дети собраны в круг).

Предварительное объяснение правил игры происходит с учётом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и её замысел, кратко изложить её содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила игры. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным.

Распределение ролей.

Роли определяют поведение детей в игре. Важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели исполнять эти роли.

Существует несколько способов выбора водящего:

Назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор

С помощью считалки (предупреждают конфликты)

При помощи «волшебной палочки»

С помощью жеребьёвки

Водящий может выбрать себе замену.

Все названные приёмы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил.

Руководство игрой.

Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подаёт сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания нужно в доброжелательной форме.

Подведение итога.

При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушил правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведённой игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.

По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остаётся при этом постоянной. Изменения всегда должны быть обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.

Варьируя игру нельзя менять замысел и композицию, но можно: увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке (ловишку поставить не сбоку, а на середине); сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); провести игру в нестандартных условиях (на берегу реки, на лесной поляне, в парке); усложнить правила (пойманных можно выручать). В старшей группе к составлению вариантов игр можно привлекать самих детей.

Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может помешать восприятию игры. Игра объяснятся в сказочной, увлекательной форме в соответствии с теми образами и ролями, которые есть в игре (для мл. классов). Рассказ должен быть логичным, последовательным, сопровождаться показом. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

1) название игры;

2) роли играющих и их расположение на площадке;

4) цель игры (кто выигрывает)

5) правила игры (что запрещается делать в игре, тоже показывается)

Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты.

8. Выбор водящих игроков

Выбирать водящего можно разными способами:

1.- по назначению руководителя . Руководитель назначает водящего, учитывая его роль в игре, и обосновывает свой выбор. Этот способ очень быстрый. Но при таком способе подавляется инициатива играющих. Назначается водящий в том случае, когда дети не знакомы друг с другом, у руководителя мало времени или надо назначить водящим намеченного участника с воспитательной целью.

2.- по жребию. Жребием может быть «считалочка». Тот, на кого придется последнее слово «считалочки», становиться водящим. «Считалку» можно произносить всем, это способствует развитию речи детей.

Следующие считалки (для младшего школьного возраста).

Раз, два, три, четыре, пять, Эники - беники

Вышел зайчик погулять. Ели вареники,

Вдруг охотник выбегает, Эники – беники – клос,

Прямо в зайчика стреляет: или Вышел на берег

« Пиф-паф!» - Ой-ой-ой! Веселый матрос.

Умирает зайчик мой.

Принесли его домой –

Оказался он живой!

- «Орел или решка».

При жребии можно применять метания.

Определение водящего по жребию не всегда удачно, однако дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров.

3.- Один из наиболее удачных способов – выделение водящего по выбору играющих.

Можно назначить водящего по результатам предыдущих игр.

Перечисленные способы выбора водящих чередуются в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера игры, количества играющих.

9. Распределение на команды также может проводиться различными способами.

1. Руководитель распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды. Такой способ чаще всего применяют при проведении сложных подвижных игр в старших классах.

2. Другой способ распределения играющих на команды состоит в построении учащихся в шеренгу и расчете на первый – второй; первые номера составят одну команду, вторые – другую.

Подобное распределение целесообразно для урока, так как он ограничен по времени, однако его недостаток в том, что команды не всегда получаются равными по силам.

3. Используется и способ распределения команд по сговору. В этом случае дети выбирают капитанов, разделившись на пары (примерные равные по силам), сговариваются, кто кем будет, а капитаны выбирают их по названиям. При таком разделении команды почти всегда равны по силам.

4. Способ разделения по назначению капитанов. Игроки выбирают двух капитанов, которые, в свою очередь, набирают игроков в свою команду.

Отрицательная сторона этого способа состоит в том, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам среди играющих.