Месяц Раби уль-Авваль – Спасение человечества. Раби уль-авваль — месяц рождения благословенного Пророка Как празднуют Маулид ан-Наби

Месяц рабиуль-авваль (буквально «первый месяц весны» по-арабски) – третий месяц мусульманского лунного календаря – является одним из самых значительных месяцев года.

Чем же знаменит этот месяц?

По общепринятому мнению, именно в этом месяце Всевышний Аллах благословил нас рождением нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – последнего Посланника Господа, которого также называют «Печатью пророков» и «Милостью для миров».

С его приходом получила новое рождение древняя традиция единобожия, когда человек имеет возможность общаться напрямую со своим Создателем, минуя каких-либо посредников.

К моменту рождения Пророка (мир ему и благословение) весь тогдашний мир находился в упадке нравственности и религиозной жизни. Прежние религии Откровения претерпели некоторые искажения от человеческого вмешательства.

В цивилизованном мире правили империи – такие как Византийская или Персидская – где личность человека была подавлена государственной машиной и всецело зависела от произвола власть имущих.

Арабское общество, наоборот, не знало законов и порядка, в нем царило невежество и угнетение, сильные и влиятельные люди могли угнетать слабых, которым некуда было обращаться за защитой. В этом обществе не уважали женщину – в некоторых племенах новорожденных девочек даже закапывали заживо, если боялись, что не прокормят их, арабские племена враждовали друг с другом, среди них были распространены пьянство и азартные игры.

Так что с ниспосланием нового откровения у людей появилась возможность не только личных отношений с Богом, но и надежда на более гуманное и нравственное общество, где с человеком будут обращаться по справедливости.

Рождение Пророка (мир ему и благословение)

Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) увидел свет в священном городе Мекке, недалеко от Каабы, на рассвете 12 числа месяца рабиуль-авваль или 22 апреля 571 года по григорианскому календарю. У арабов этот год назывался «годом слона», - поскольку в этом году Абраха, правитель Йемена, с армией боевых слонов пришел, чтобы напасть на Мекку.

Пророк Аллаха (мир ему и благословение) происходил из арабского рода Хашима, принадлежащего к племени курайшитов, и являлся прямым потомком пророка Исмаила, сына пророка Ибрагима (Авраама), мир им обоим. Отцом Мухаммада (мир ему и благословение) был Абдуллах ибн Абдуль-Муталлиб, (который скончался за несколько месяцев до рождения сына), а матерью – Амина бинт Вахб.

Согласно преданиям, рождение будущего Пророка (мир ему и благословение) сопровождалось многочисленными чудесами.

Передается, что вскоре после зачатия его мать Амина получила во сне известие, что у нее родится великий человек, пророк Всевышнего, которого следует назвать Мухаммад (по-арабски «Хвалимый» или «Восхваляемый»).

Амина рассказывала, что ее беременность была очень легкой, она не испытывала никакой тяжести в это время, как другие женщины.

Ибн Хиббан приводит рассказ Халимы (да будет доволен ею Аллах), кормилицы Пророка, которая передаёт от матери Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

«Воистину, этот мой сын особенный. Когда я носила его в утробе, я не чувствовала тяжести (которую чувствует беременные женщины). Он был очень лёгким для меня. Я не видела более благодатного ребёнка, чем он. Потом, когда я родила его, я увидела, как свет, подобный яркой звезде, вышел из меня. Он осветил для меня шеи верблюдов, находящихся в Басре, а когда роды завершились, он не лёг, как обычно ложатся дети, а положил руки на пол и поднял голову к небу».

Аиша (да будет доволен ей Аллах), супруга Посланника (мир ему и благословение), передает рассказ о том, что в год рождения Пророка в Мекке находился некий иудей, приехавший по торговым делам. В ночь его появления на свет он увидел рождение новой звезды, являющейся знаком появления на свет Посланника Аллаха. После этого он пришел на собрание курайшитов и спросил, у кого в эту ночь родился ребенок?

Ему сказали, что ребенок родился в семье Абдуллаха и Амины. Тогда он сообщил им, что это чудесный ребенок, который будет последним Пророком. На его спине есть знак пророчества – в виде родинки, покрытой волосами. По просьбе иудея люди отвели его в дом Амины, где она показала ему своего сына. Он посмотрел на мальчика и, увидев у него печать пророчества, сказал людям следующее:

«Клянусь Аллахом! Арабы удостоятся почета и достоинства благодаря этому пророчеству. О, племя курайш! Возрадуйтесь! Клянусь Аллахом, вы станете силой и могуществом, известие о котором распространится с востока до запада» (Ибн Сад, Хаким).

В других странах в эту ночь рождения Пророка (мир ему и благословение) люди также стали свидетелями необычных событий. В храмах Персии погас священный огонь, который до этого непрерывно горел 1400 лет, во дворце правителя обрушилось 14 колонн, и его трон содрогнулся.

Немусульмане о достоинства Пророка (мир ему и благословение)

Пророк Аллаха (мир ему и благословение) оставил нам пример прекрасного поведения в самых разных общественных ролях – он был заботливым мужем своим женам, любящим отцом своим детям, прекрасным и верным другом, справедливым и мудрым правителем, смелым военачальником.

Миллионы людей, начиная от первых веков ислама и до наших дней, любят его больше своих родных и даже больше самих себя. Его наследие выдержало испытание временем, и его репутация остается непревзойденной.

Ислам быстро распространился за пределы Аравийского полуострова благодаря прекрасному учению и высоким моральным идеалам Пророка (мир ему и благословение). Также для тех времен было неслыханным делом, что люди других религий могли жить под защитой мусульман в исламском государстве и свободно исповедовать свою религию.

Следующие слова о Посланнике Всевышнего (мир ему и благословение) принадлежат немусульманам, на которых произвели сильное впечатление его личность и его влияние на человеческое общество:

«Я бы хотел знать лучшего из тех, кто сегодня имеет бесспорную власть над сердцами миллионов людей. Я более чем уверен, что не меч завоевал исламу место в жизни в те дни… Это была непреклонная чистота, высшее самопожертвование Пророка, тщательное выполнение своих обязанностей, его преданность своим друзьям и последователям, его отвага, его бесстрашие, его абсолютная вера в Бога и свою собственную миссию».

(М. К. Ганди (1869–1948), один из руководителей национально-освободительного движения Индии).

«Если бы человеку, подобному Мухаммаду, суждено было единолично управлять нынешним миром, он преуспел бы в разрешении его проблем, что, в свою очередь, принесло бы этому миру покой и счастье, которых ему так недостает. Я изучал жизнь человека удивительного - его следует назвать спасителем человечества… Если какая-нибудь религия и имеет шанс властвовать в Англии и Европе следующие сто лет, то эта религия - ислам».

(Бернард Шоу (1856–1950), английский драматург).

«Я жалею, что не был твоим современником, Мухаммад! Человечество один раз увидело избранного и больше не увидит. С глубоким почтением преклоняюсь перед тобой».

(Отто фон Бисмарк (1815–1898), рейхсканцлер Германской империи)

«Пророк Мухаммад является великим правителем. Он сплотил свою общину в свете истины, и этого достаточно для почета. Он спас людей от пролития крови и достиг мира. Он открыл им пути духовного возвышения. Такой человек заслуживает всеобщего уважения».

(Лев Толстой (1828–1910), русский писатель)

Если наш любимый Пророк (мир ему и благословение) не обладал бы высокой нравственностью, как утверждают некоторые клеветники, то столь разные люди не признавали бы его высокие достоинства. В Коране Аллах свидетельствует об исключительно благородном характере нашего любимого Пророка (мир ему и благословение):

«Был для вас (о, верующие) в Посланнике Аллаха [в его словах и поступках] прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и поминает Аллаха много» (33:21).

Рабиуль-авваль – месяц мавлидов

По традиции мусульмане отмечают это знаменательное событие – приход в мир последнего Пророка (мир ему и благословение) – проведением особых мероприятий, которые называют мавлиды. Во время этих празднований читают сиру Пророка и хадисы, где говорится о чудесах, сопровождавших его рождение; читаются аяты Корана о достоинствах Посланника (мир ему и благословение); исполняются нашиды и во множестве произносятся салаваты (благословения на Пророка).

Мусульмане первых веков никак не выделяли этот месяц среди прочих. Любовь к Пророку (мир ему и благословение) и память о его присутствии в мире была жива в мусульманской общине. Однако, со временем мусульмане – особенно простые люди – стали забывать подробности его жизни и его учение, и чтобы возродить знание об этом, мусульманские правители и ученые сочли необходимым проведение в этом месяце особых мероприятий.

Известно, что впервые мавлид начали праздновать в 12 веке (9-м веке хиджры) по указанию Музаффауддина ибн Зейнуддина , правителя сирийской местности Ирбиль. Для проведения первого мавлида он собрал известных учёных, хорошо знающих хадисы.

Ученые того времени – такие как имам Ибн Хаджар Аскаляни или имам Суюти – одобрили проведение мавлидов, посчитав их «бид’а хасана» - хорошим, благим новшеством. Более поздние ученые – такие как известный индийский ученый Абдуль-Хай Лякнави (рахимахуллах), живший в 19 веке (13-м веке хиджры) также вынесли фетву о его дозволенности.

Под конец хотелось бы напомнить нашим читателям: радость по поводу рождения Пророка (мир ему и благословение) не должна ограничиваться только проведением праздничных мероприятий. Любовь к Пророку (мир ему и благословение) не должна быть единовременной, мы должны проявлять ее на протяжении всего года – и не только словами, но, прежде всего, нашими делами и поступками.

Подобно ему, стараться проявлять мягкость и доброжелательность в отношении других людей, быть такими же терпеливыми в трудностях, твердыми в вере, усердными в поклонении, избавляться от гнева, раздражения, злословия, грубости, лени.

Вот тогда мы действительно станем лучшей общиной – какой нас хотел видеть Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и будем достойными продолжателями его дела. И да поможет нам в этом Аллах.

Анна (Муслима) Кобулова

9 ноября этого года наступит месяц Рабиуль-авваль, третий месяц мусульманского лунного календаря. Чем знаменит месяц Рабиуль-авваль? По общепринятому мнению, именно в этом месяце родился наш Пророк Мухаммад - последний Пророк и Посланник Всевышнего, «Печать пророков», «Милость для миров», мир ему и благословение Аллаха.

С его приходом получила обновление и новое рождение древняя традиция единобожия, где человек общается со своим Создателем напрямую, минуя любых посредников и религиозных авторитетов.

К моменту его появления прежние монотеистические религии практически пришли в упадок и иссякли. Иудейская религия с момента утери евреями своего государства превратилась в националистическую идеологию только для «избранного народа», для своих по крови. Христианство утеряло подлинное учение Иисуса (мир ему), превратившись в государственную религию с запутанным учением, сложной иерархией церковных служителей (которые считались посредниками между Богом и людьми) и множеством обрядов. В цивилизованном мире в то время правили империи - такие как Византийская или Персидская - где личность человека была подавлена государственной машиной и всецело зависела от произвола власть имущих. Так что с ниспосланием нового откровения у людей появилась возможность не только личных отношений с Богом, но и надежда устроить более справедливое общество, где с человеком будут обращаться по справедливости.

Мусульмане первых веков никак не выделяли этот месяц среди прочих. Любовь к Пророку (мир ему и благословение) и память о его присутствии в мире была жива в мусульманской общине. Однако, со временем мусульмане - особенно простые люди - стали забывать подробности его жизни и учения, и чтобы возродить знание об этом, мусульманские правители и ученые сочли необходимым проведение в этом месяце таких мероприятий как мавлиды , особые празднования, посвященные приходу в мир Господина обоих миров (мир ему и благословение). Известно, что впервые мавлид начали праздновать в 12 веке (9-м веке хиджры) по указанию Музаффауддина ибн Зейнуддина, правителя сирийской местности Ирбиль. Для проведения первого мавлида он собрал известных учёных и суфиев, хорошо знающих хадисы.

Традиционно во время этих празднований читают сиру и хадисы, где говорится о чудесах, сопровождавших рождение Пророка (мир ему и благословение); читаются аяты Корана, где упоминаются достоинства Посланника (мир ему и благословение), и необходимость благословлять его и приветствовать; во множестве читаются салаваты (благословения) ему и поются нашиды.

Ученые своего времени - такие как имам Ибн Хаджар Аскаляни или имам Суюты - одобрили проведение мавлидов, посчитав их «бид’а хасана» - хорошим, благим новшеством. Более поздние ученые - такие как известный индийский ученый Абдуль-Хай Лякнави (рахимахуллах), живший в 19 веке (13-м веке хиджры) также вынесли фетву о его дозволенности.

«Если даже мы согласимся, что мавлид не был известен во времена первых трех поколений, и что положение о мавлиде не передается от имамов-муджтахидов, тем не менее, поскольку в Шариате установлен принцип, что каждый способ, посредством которого распространяются знания, желателен (а мавлид можно отнести к этим способам), было вынесено постановление о его желательности. Вот почему знающие законоведы и ученые, которые имели право выносить фетвы, такие, как Абу Шама, Хафиз ибн Хаджар, Суюты, Шами (Ибн Абидин) и другие, да помилует их всех Аллах, вынесли фетву о желательности этого действия.

Да, если незаконные практики и особенности будут привнесены в мавлид, это действие не будет больше желательным, однако это не будет иметь отношения к дозволенности мавлида как такового».

[«Маджмуа аль-Фатава», 2/160-163]

В наше время практика мавлида подвергается множеству нападок, но порицание вызывает чаще всего не сам мавлид, а различные злоупотребления и излишества , которые сложились вокруг него (к примеру, приурочивание его к определенной дате - 12 рабиуль-авваль, смешение полов на празднике, распитие алкоголя и подобные вещи). Но эти излишества порицали и большие ученые, говорившие о допустимости мавлида.

И напоследок хотелось бы напомнить нашим братьям и сестрам: наша радость по поводу рождения Пророка (мир ему и благословение) не должна ограничиваться только проведением каких-то праздничных мероприятий, куда люди собираются как на концерт - чтобы послушать нашиды, лекции и проповеди, пообщаться (а то и чтобы вкусно поесть). Любовь к Пророку (мир ему и благословение) не должна быть «одноразовой», единовременной, мы должны проявлять ее на протяжении всего года - и не только красивыми словами, но, прежде всего, нашими делами и поступками. Стараться подобно ему проявлять милосердие к другим людям и помогать им, быть такими же терпеливыми в трудностях, усердными в поклонении, быть мягкими и благонравными; избавляться от гнева, раздражения, злословия, грубости, лени.

Вот тогда мы действительно станем лучшей общиной - какой нас хотел видеть Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и будем достойными продолжателями его дела. И да поможет нам в этом Аллах.

Каждый из нас знает, что Рабиуль Аваль – это месяц, в который появился на этой Земле Пророк Мухаммад ﷺ , последний из Божьих посланцев, печать всех пророков.

Конечно же, это для нас большая радость, что мы являемся из его уммы, знаем то, с чем он к нам пришёл и чему научил, объясняя нам религию Всевышнего Аллаха. Многие из нас празднуют наступление этого месяца мавлидами или чтением рассказов о нашем Пророке ﷺ , о его жизнеописании, о том, к чему он стремился, о его качествах и т. д. Это всё, конечно же, похвально.

Мы должны стараться каждый день говорить о Посланнике Аллаха ﷺ и заботиться о том, чтобы наши дети знали что-нибудь о Мухаммаде ﷺ .

وَكُلّا نَقُصُّ عَلَيْكَ مِنْ أَنْبَاءِ الرُّسُلِ مَا نُثَبِّتُ بِهِ فُؤَادَكَ

(سورة هود: الآية 120 )

«Мы рассказываем тебе повествования о посланниках, которые были до тебя, чтобы укрепить этими рассказами твоё сердце », – говорит Всевышний Аллах нашему Пророку ﷺ . Далее в аяте говорится: «И чтобы было увещеванием и напоминанием для верующих людей ».

Воистину, когда мы вспоминаем пророков, которые были до нас, включая и нашего Пророка ﷺ , или же простых благодетелей, на нас ниспосылается милость Всевышнего Аллаха, и, хвала Всевышнему Аллаху, наш иман увеличивается. Пророк ﷺ был ниспослан ко всему человечеству.

Когда ему было тяжело, Всевышний Аллах сказал ему: «Мы рассказываем тебе повествования предыдущих пророков, чтобы укрепить твоё сердце ». Когда у самого Пророка ﷺ увеличивалась убеждённость после того, как он слышал рассказы предыдущих пророков, какое же состояние будет у нас, когда мы будем слушать рассказы о нашем Пророке ﷺ , который является лучшим из пророков, печатью всех пророков, о том, к чему призывали качества Пророка ﷺ , как он относился к людям! Он был ниспослан как милость не только к мусульманам, но и к (мунафикам) и неверным (кяфирам).

Не следует ограничиваться слушанием мавлидов и рассказов о Пророке ﷺ , мы должны извлечь из этого урок и самим следовать за ним, и тогда будет польза от отмечания пришествия на эту землю Пророка Мухаммада ﷺ .

إنما يزداد اليقين على اليقين باستماع القصص الأنبياء والأمم السافلة

В толкованиях (тафсирах) Корана говорится: «Слушайте повествования пророков и предыдущих умматов – этим увеличивается наше убеждение [по сравнению с тем, что] было до этого ».

Некоторые учёные говорят:

حكايات الصالحين جند من جنود الله

«Рассказы о благодетелях – это одно из многочисленных войск Всевышнего Аллаха ». Это означает, что когда нам рассказывают о Пророке ﷺ , как он жил, или же мы слушаем рассказы о простых хороших людях, которые следовали за Пророком ﷺ , у каждого из нас в сердце появляется стыд за неправедную жизнь и мы стараемся уподобляться этим людям. Поэтому учёные говорят, что это одно из многочисленных войск Всевышнего Аллаха. Также учёные говорят:

ما رأيت للقلب أنفع من ذكر الصالحين

«Я не видел более полезного для сердца человека, чем поминание благодетелей ». Этим, как мы говорили, у нас появляется стыд, и после этого мы становимся активными по отношению к нашей религии. И знания о нашем Пророке ﷺ являются частью нашей религии, потому что шахадат состоит из двух частей:

Уверование во и уверование в ﷺ .

И мы не должны быть из числа тех людей, о которых Всевышний сказал:

﴿أَمْ لَمْ يَعْرِفُوا رَسُولَهُمْ﴾

(سورة المؤمنون: الآية 69 )

«Или же они не опознали своего Пророка », – сказал Всевышний, обращаясь к мекканцам, которые знали Пророка ﷺ как доверенного человека, но, когда он пришёл с пророчеством, люди отступили от него. Чтобы мы не оказались из числа таких людей, нам следует изучить религию нашего Пророка ﷺ , как он жил, каковы были его качества.

В Священном Коране Аллах говорит:

﴿قُلْ إِنَّمَا أَعِظُكُمْ بِوَاحِدَةٍ أَنْ تَقُومُوا لِلَّهِ مَثْنَى وَفُرَادَى ثُمَّ تَتَفَكَّرُوا مَا بِصَاحِبِكُمْ مِنْ جِنَّةٍ﴾

(سورة سبأ: الآية 46 )

«О Мухаммад ﷺ , ты скажи: я призываю вас только к одному – встаньте ради Всевышнего Аллаха по двое и по одному, а потом задумайтесь, что ваш собрат (т. е. Мухаммад ﷺ ) не является одержимым джиннами », а Пророк ﷺ является тем, кто нас увещевал о грядущем наказании в Судном дне, если мы за ним не последуем. И те собрания, которые мы проводим, будь это в мечетях или в домах у каждого, где мы рассказываем о жизни Пророка ﷺ , о его мудростях и религии, – это всё является похвальным делом, и то, что обязывает нас, чтобы мы знали историю нашего Пророка ﷺ .

وَمَا كَانَ اللهُ لِيُعَذِّبَهُمْ وَأَنْتَ فِيهِمْ

(سورة الأنفال: الآية 33 )

«Аллах не станет наказывать и подвергать их мучениям, когда ты находишься среди них ». Этот аят был по отношению к тем, среди которых был Пророк ﷺ . А что касается нас, которые не застали Пророка ﷺ и которые находятся в другом времени, то смысл этого аята по отношению к нам будет таков: пока сунна Пророка ﷺ действует и привита нам в жизнь, когда мы женимся и воспитываем своих детей, когда зарабатываем и расходуем своё имущество, и в радости и в печали, если мы во всём используем сунну нашего Пророка ﷺ , то мы будем в сохранности от наказания Всевышнего Аллаха, это наше спасение.

Нужно любить нашего Пророка ﷺ , уважать и рассказывать о нём своей семье. Если же будем мучить людей и от нас будет исходить зло, будем убивать и проливать кровь и этим будем нарушать уважение людей между собой, тогда Всевышний будет направлять на нас войско неверных, которые будут оккупировать наши земли и притеснять мусульман. Это всё происходит тогда, когда мы не следуем за сунной нашего Пророка ﷺ .

Восхваление Пророка ﷺ – хорошее дело, но если мы не будем извлекать из этого урок, то будем подобны тому человеку, у которого есть отец-алим, а сам сын не умеет ни читать, ни писать. Сколько бы такой сын ни хвалил отца, говоря, что он учёный, знаток религии, сам сын читать и писать не научится, пока он не последует за отцом, приобретая знания.

Не стоит ограничиваться празднованием мавлида только в день рождения Пророка ﷺ , нам следует праздновать его каждый день из нашей жизни, круглый год. Нужно встречать этот месяц рассказами о Пророке ﷺ , тем самым увеличивая знания о нём, чтобы мы не оказались из тех, кто не знает своего Пророка ﷺ . Поминанием благодетелей увеличивается милость Всевышнего Аллаха; когда мы будем упоминать лучшего из людей, Пророка Мухаммада ﷺ , любой собрание (маджлис) станет благодатным (баракатным). А что касается тех мест, в которых не упоминаются Аллах и Пророк Мухаммад ﷺ , такое место становится мрачным, несёт в себе только пустоту, в этом месте не будет человеку никакой пользы. И когда мы идём в гости или к нам приходят гости, нужно постараться не говорить лишнее, а говорить только о хорошем и поминать Всевышнего Аллаха.

В хадисе Пророка ﷺ говорится:

"مَا مِنْ قَوْمٍ يَقُومُونَ مِنْ مَجْلِسٍ لاَ يَذْكُرُونَ اللهَ فِيهِ إِلاَّ قَامُوا عَنْ مِثْلِ جِيفَةِ حِمَارٍ وَكَانَ لَهُمْ حَسْرَةً "

(رواه أبو داود )

«Любой народ, который покидает маджлис, в котором люди не поминали Всевышнего Аллаха, подобен тем, кто покидает маджлис, в котором находилась мертвечина осла, и они получают горе, печаль и тоску в сердце », – говорит Посланник Аллаха ﷺ . Поэтому любой маджлис следует проводить в или же чтением салавата на Пророка Мухаммада ﷺ .

В другом хадисе Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Любой народ, который соберётся в мечети, где будут читать книгу Всевышнего Аллаха и обучать ею друг друга, – на этих людей будет ниспосылаться духовное спокойствие, этих людей Всевышний будет покрывать Своей милостью, и ангелы будут окружать этих людей, и Всевышний Аллах будет об этих людях говорить среди тех, кто рядом со Всевышним Аллахом ».

Всевышний Аллах говорит:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيراً

(سورة الأحزاب: الآية 21 )

«Посланник Аллаха ﷺ является образцовым примером для тех, кто возлагает свои надежды на Всевышнего Аллаха, и верит в Судный день, и поминает Всевышнего многократн о». Т. е. Аллах для нас примером и образцом сделал Пророка Мухаммада ﷺ . Мы же знаем, что у людей, живущих ради мирского (дунья), образцом является кто угодно, но не Пророк ﷺ . Они могут уподобляться какому-то актёру или человеку, который за свою жизнь ни одного хорошего поступка не совершил. Уподобление этим людям встречается в причёске, в одежде и во многом другом. Но живущие ради дунья не стараются уподобиться Пророку ﷺ . Помните: образцом для нас Аллах сделал Посланника Аллаха ﷺ .

Если же мы не будем знать нашего Пророка ﷺ , то как мы будем уподобляться ему, как мы будем следовать его наставлениям?

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا

(سورة الحشر: الآية 7 )

«Берите же то, что дал вам Пророк ﷺ , и сторонитесь того, от чего он вас предостерегал ». То, что он нам принёс, это наша религия, и для нас это большая благодать, которой Аллах нас наделил. Любой из нас должен стараться каждый вечер спрашивать своих детей, что они знают о Посланнике Аллаха ﷺ , чему они обучились в медресе, что они знают о религии Пророка ﷺ ; таковых, к сожалению, среди нас немного.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

قَالَ الَّذِينَ يُرِيدُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا يَا لَيْتَ لَنَا مِثْلَ مَا أُوتِيَ قَارُونُ إِنَّهُ لَذُو حَظٍّ عَظِيمٍ

(سورة القصص: الآية 79 )

Когда Карун вышел к народу во всём великолепии, которое у него было, тогда люди, жаждущие мирского наслаждения, сказали: «О, если бы у нас было то, что находится у Каруна! Воистину, у него великий удел! » Т. е. те люди, которые живут только ради этого мира и которые забыли про Ахират (потусторонний мир), пожелали те блага, которые были у Каруна. Но далее в аяте Аллах говорит:

قَالَ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ وَيْلَكُمْ ثَوَابُ اللهِ خَيْرٌ لِمَنْ آمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا

(سورة القصص: الآية 80 )

«И сказали те, которым Аллах даровал знания: горе вам (тем, кто восхвалял имущество Каруна), награда Аллаха лучше для тех, кто уверовал и совершает благие поступки ». Мы ни в коем случае не должны следовать за людьми дунья, а должны следовать за Пророком ﷺ , за истинными алимами, учёными, которые следуют за Пророком ﷺ . И с помощью такого следования Всевышний нас одарит тем, что мы ожидаем.

Пророк Мухаммад ﷺ говорит:

"مَنْ تَوَاضَعَ لِغَنِيٍّ لِأَجْلِ غِنَاهُ ذَهَبَ ثُلُثَا دِينِهِ "

(رواه البيهقي )

«Если кто-то служит богатому человеку из-за его богатства, то 2/3 его религии уходит ». Многие из нас не различают, является человек мусульманином или нет, если у этого человека есть богатство, то он прав. Так нельзя поступать, уважаемые братья.

В Священном Коране Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللهَ وَكُونُوا مَعَ الصَّادِقِينَ

(سورة التوبة: الآية 119 )

«О те, кто уверовали, бойтесь Аллаха и будьте вместе с праведными людьми ». Если же мы не можем найти праведных людей, то должны хотя бы изучить жизнеописание нашего Пророка ﷺ и следовать за ним».

Всевышний Аллах одарил нашего Пророка ﷺ благодатью, о которой Он говорит:

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِنَ اللهِ لِنْتَ لَهُمْ

(سورة آل عمران: الآية 159 )

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к твоим сподвижникам ».

وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانْفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ

(سورة آل عمران: الآية 159 )

«Если бы ты был грубым и жестоким по отношению к ним, то они непременно покинули бы тебя ». Таким образом, всё, что принёс Пророк Мухаммад ﷺ , он оставил нам в наследство, и мы должны придерживаться этого.

Есть такие люди, которые говорят, что не стоит чересчур проявлять радость по поводу наступления дня, в котором появился на свет Пророк ﷺ . Как же нам не проявлять радость, если до прихода нашего Пророка ﷺ на этот свет люди совершали такие поступки, о которых говорить даже неприятно?

Один из сподвижников рассказал свою историю до принятия Ислама: «Моя жена родила девочку, и я нехотя оставил её в живых. Когда она выросла и стала девушкой, к ней стали приходить свататься, тогда меня охватила ревность и ярость. Тогда я сказал своей жене: «Одень её красиво и укрась её, я хочу с ней выйти ». Жена спросила: «Что ты хочешь сделать? » – я ответил, что хочу вместе с ней навестить своих родственников. Тогда она взяла с меня обещание, что я не причиню ей никакого вреда. Когда мы отправились, по пути мы увидели колодец. Я посмотрел в этот глубокий колодец, и дочь тоже посмотрела вместе со мной. Тогда дочь почувствовала что-то неладное и стала просить меня не нарушать обещание, данное матери. Увидев её плачущее лицо, я почувствовал жалость к ней, но, когда я снова взглянул на дно колодца, меня опять охватила ярость. Тогда я схватил её и бросил в колодец головой вниз. Я слышал, как она молила о помощи, пока не умерла».

Вот такие люди были до Ислама . Как же мы не будем радоваться за Пророка Мухаммада ﷺ , с приходом которого прекратились такие жестокие поступки и который наставил людей на истинный путь! До прихода Ислама мужчина мог взять в жёны двух сестёр одновременно, или сын мог жениться на жене своего отца, когда отец разводился с ней. С приходом Пророка ﷺ это тоже прекратилось. До Ислама брак был нескольких видов:

такой брак, как у нас: отец выдаёт свою дочь;

– когда у жены прекращалась менструация, муж ей говорил: отправляйся к кому-нибудь и забеременей от него; если же она беременела, то муж возвращал её обратно к себе;

женщина совокуплялась с 10 мужчинами и беременела, и она выбирала себе мужа из этих 10 мужчин;

прелюбодейка устанавливала знамя на свой дом, и любой мужчина мог прийти к ней; когда она рожала ребёнка, гадалка приходила к ней и решала: кто будет отцом ребёнка .

Было очень много мерзких поступков до Ислама. И с приходом Пророка Мухаммада ﷺ все эти поступки прекратились. Как же мы не можем радоваться его появлению на этом свете!

Когда у Посланника Аллаха ﷺ спросили насчёт поста в понедельник, Пророк ﷺ ответил: «Потому что я родился в этот день ». Поэтому нам желательно поститься в этот день, проявляя уважение к Пророку ﷺ .

Некоторые люди говорят, что мы восхваляем нашего Пророка ﷺ выше его степени. Посланник Аллаха ﷺ в хадисе говорит:

"لَا تَطْرُونِي كَمَا أَطْرَتِ النَّصَارَى ابْنَ مَرْيَمَ "

(رواه البخاري )

«Вы не возвышайте меня так, как возвысили христиане Ису (мир ему), сына Марьям ». Какой же смысл этого хадиса? Ибн Хаджар Аль Аскаляни в книге «Фатхуль Бари », толкуя этот хадис, говорит, что нельзя Пророка ﷺ возвышать так, как возвысили христиане Ису (мир ему). Они называют Ису (мир ему) сыном Божьим, а разве мы так возвышаем нашего Пророка ﷺ ? Конечно же, нет.

Дорогие друзья, мы должны проявлять радость тому, что мы находимся в религии нашего Пророка ﷺ .

Абдулла Магомедов

Как начали праздновать Маулид на-Наби?

Первым, кто начал праздновать Мавлид ан-Наби – День рождение пророка Мухамммада, мир ему и благословение, был правитель Ирбиля, что в Иордании. Это произошло в начале VII века Хиджры. Правитель Ирбиля Абу Са‘ид Каукабри ибн Зайнуддин ‘Али ибн Бактакин был Богобоязненным теологом. Также он известен тем, что построил мечеть «Аль-Джами‘у Аль-Музаффари» на склоне горы Касийюн. А за особую храбрость правителя Ирбиля прозвали Музаффаром – Победителем.

Ибн Касир в книге «Начало и Конец» рассказывал о правителе Музаффаре, что каждый год в месяце Раби‘уль-Аууаль он праздновал Маулид. По словам Ибн Касира король был щедрым и справедливым правителем. Далее Ибн Касир пишет, что шейх Абуль-Хаттаб ибн Дихья , живший во время правления этого короля, написал книгу о рождении Пророка, мир Ему, которую назвал «Ат-Тануир фи Маулид аль-башир ан-назир» («Освещение рождения Пророка, мир Ему») и прочитал ее королю Музаффару, а затем вручил ему в качестве дара. За этот свой благочестивый труд Ибн Дихья был награжден правителем тысячью динаров. Король поддержал распространение этой книги и оказал свою помощь в этом. Король Музаффар принял участие в освобождении города ‘Акка, захваченного во время «крестового похода» в 630 году Хиджры.

Известно, что король Ирбиля был честным и справедливым правителем. Внук известного теолога Ибн Аль-Джаузий в книге «Зеркало времени» писал, что с целью проведения Маулида король Ирбиля приглашал авторитетных Исламских теологов и суфиев, хорошо разбирающихся в хадисах.

События, произошедшие в Раби-уль-авваль

Мусульманский портал Ислам.ру собрал события, которые произошли в месяце Раби уль-авваль.

  1. Пророк совершил переезд из Мекки в Медину.
  2. Во втором году по Хиджре произошла битва Буваат.
  3. Во втором году по Хиджре произошла битва Сафьян.
  4. 6 лет до пророчества Мухаммада (мир ему) родилась дочь Абу Бакра Асма.
  5. 7 лет до пророчества Мухаммада (мир ему) родилась Его дочь Саййида Руккаййа.
  6. Хазрат Абу Бакр Сиддик был объявлен первым халифом.
  7. Умм-Кульсум вышла замуж за третьего халифа Саййидина Усман Гани Зунну.
  8. В 10 году по Хиджре Пророк Мухаммад (мир ему) покинул этот мир. Это особенный месяц, полный благословений Всевышнего, среди которых рождение Посланника, его хиджра в Медину, построение первой мечети.

Кроме того, Раби-уль-авваль знаменателен тем, что именно в этот месяц был прочитан первый джума намаз. Священный 12-й день месяца Раби-уль-авваль особенно важен для мусульман всего мира, так как в этот день родился тот, кто повел человечество из тьмы к свету, и тот, о ком Аллах сказал «благословение всем мирам».

Как празднуют Маулид ан-Наби?

Маулид ан-Наби празднуется с большой приверженностью, трепетом и почтением. Этот день еще одна возможность для мусульман отвлечься от мирского и задуматься о главном, о Всевышнем, который благословил мир Своим последним посланником, о том, каким бы был мир без Него, о том, кто завершил нашу священную религию ислам, размышлять над жизнью Пророка, мир ему и благословение Всевышнего и предписаниями, которые он заповедовал. Этот день – напоминание для верующих о возрождении ценностей, практикуемых пророком, и его сунны (мир ему). Пророк стал благословением, и все, что с ним связано, является благим. Этот день приближает нас к учениям ислама и образу жизни Пророка. Месяц Раби уль-Авваль призывает мусульман помнить благословения Посланника и наполняет сердца любовью к Пророку.

Однажды известного теолога Аль-Хафиза Ас-Суютый спросили: «Как следует отмечать Маулид в месяце Раби‘уль-Аууаль? Как относится к этому Шари‘ат? Есть ли сауаб (вознаграждение от Аллаhа) за это или нет? » Ученый дал ответы на них в своей статье «Добрые намерения при праздновании Маулида»: «При проведении Маулида собираются люди, читают Кур`ан, рассказывают о знаменательных событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мухаммада, мир Ему, также – готовится угощение ».

Месяц раби уль-авваль считается одним из особых месяцев исламского календаря, потому что именно в этот месяц человечеству было ниспослано благословение в виде рождения нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

По поводу этого исключительного события Аллах сказал в Священном Кyр`ане:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам [т.е. людям, джиннам и всему сущему]» (Кyр`ан, 21:107).

Господин пророков Мухаммад (мир ему и благословение) родился в священном городе Мекке в понедельник утром в один из дней - с 8-го по 12-й - раби уль-авваля. Ибн Саад передает, что мать Мухаммада (мир ему и благословение), Амина, говорила о рождении сына:

«Когда я родила его, из моего чрева вышел свет, озаривший собой дворцы Шама [историческое название Сирии]» (Мухтасар Сират-уль-Расуль).

Мы уже цитировали Кyр`ан, который гласит, что Мухаммад был послан как милость мирам. Действительно, он был источником многочисленных благословений не только после начала пророческой миссии, но с момента рождения и до самой смерти и будет оставаться им до Судного дня, когда его благословения распространятся на миллиарды людей.

Наглядным примером такого благословения стали события, произошедшие с женщиной по имени Халима, дочерью Абу Зуайба, ставшей его кормилицей.

С мужем Харисом и новорожденным сыном они приехали из своего селения в Мекку, так как здесь она могла стать кормилицей какого-нибудь младенца и тем поправить положение своей семьи. Вот что рассказала об этом она сама:

«Это был год засухи, у нас ничего не осталось [из съестных припасов]. Я села на мою серую верблюдицу, и с нами была старая верблюдица, у которой уже не было молока. Наш сын всю ночь не давал нам спать и кричал от голода, так как у меня не хватало молока, чтобы его накормить. А моя верблюдица была так слаба и истощена, что я часто отставала от остальных [соплеменников из клана Бану Саад ибн Бакр]».

Когда все стали подыскивать себе питомцев, мать Посланника Аллаха (мир емуи благословение) Амина предлагала его разным женщинам, но все отказывались, потому что надеялись получить какое-то вознаграждение от отца ребенка, а Мухаммад был сиротой. «Что его мать и дед могут нам предложить?», — говорили все. Не то, чтобы они рассчитывали на плату за свои услуги - брать деньги за кормление ребенка считалось зазорным. Но они были вправе рассчитывать на какую-то благодарность со стороны семьи, или ожидали хотя бы завязать какие-то отношения с городскими жителями.

С другой стороны, хотя никто не предполагал, что приемные родители должны быть богатыми, все-таки они не должны были быть совсем нищими - очевидно, что Халима с мужем были беднее своих соплеменников. Понятно, что в этом она проигрывала перед другими кормилицами. Неудивительно, что скоро все женщины из племени Бану Саад нашли себе питомцев, кроме Халимы. Самая бедная женщина осталась без подопечного, впрочем, как и самый бедный ребенок остался без кормилицы.

«Когда мы решили уехать из Мекки, — продолжает Халима, — я сказала мужу: "Не представляю, как вернусь к подругам без младенца. Пойду к тому сироте и возьму его". "Как хочешь, быть может, Бог благословит тебя через этого ребенка", — ответил он. Итак, я вернулась и взяла его безо всякой причины, просто я не могла найти никакого другого ребенка. Я принесла его к тому месту, где мы расположились, и как только я понесла его к груди, мои груди наполнились молоком. Он напился, а вместе с ним напился и мой сын. Они уснули. Муж пошел к нашей старой верблюдице и обнаружил, что, на удивление, ее вымя было полно молока. Он подоил ее и попил молока, и я попила вместе с ним, и так мы пили до тех пор, пока не утолили голод.

Потом мы, наконец, выспались, а на утро муж сказал: "Клянусь Аллахом, Халима, ты взяла благословенное создание". "Я на это надеюсь", — сказала я. Потом мы двинулись в путь, я ехала на верблюдице и держала его на руках. Верблюдица обогнала весь караван, ни один верблюд не мог за ней угнаться. Все удивлялись и просили подождать их. "Разве это та же верблюдица, на которой ты приехала?", — спрашивали меня. "Да, клянусь Аллахом. Та же", — отвечала я. "С ней случилось нечто необыкновенное", — удивлялись все.

Наконец, мы достигли места, где жило наше племя, я не знаю более засушливого места на земле. Но когда он стал жить с нами, мое стадо стало возвращаться домой сытым и давало много молока. Мы пили молоко, а у других молока не было. Наши соседи говорили пастухам: "Ведите стада туда, где пасет он", то есть, мой пастух. Но их стада все равно приходили домой голодными и не давали молока, тогда как мое приходило сытым и давало молоко. Мы не могли нарадоваться такому прибавлению и такой щедрости Аллаха до тех пор, пока ребенку не исполнилось два года».

В доисламскую эпоху в Аравии все, в том числе, римляне и персы, пребывали в пучине невежества. Это были самые нецивилизованные люди на свете. Они потакали всем грехам и порокам, таким как супружеская неверность, кровосмешение, инцест, насилие, грабежи и убийства, они дошли до того, что живьем хоронили новорожденных девочек! Аллах (хвала Ему) в Кyр`ане сказал:

«Когда кому-либо из них [т. е. арабов-язычников] сообщают весть о девочке, лицо его чернеет от огорчения, он прячется от людей из-за дурной вести [и не знает], оставить ли в живых [родившуюся дочь] или же схоронить ее в земле. О, как скверно то, на что они решаются!» (Кyр`ан 16:58-59).

Священный Пророк (мир ему и благословение) был послан в этот мир, чтобы озарить его светом единобожия, искоренить все невежество и дикие обычаи, ритуалы и верования. В преславном Кyр`ане Аллах говорит:

«Несомненно, Аллах оказал милость верующим, когда пожаловал им Пророка из их же среды, который читает им Его аяты, очищает их от грехов, учит их Писанию и мудрости, хотя прежде они и пребывали в явном заблуждении» (Кyр`ан, 3:164).