Симптомы гормональной перестройки у подростков. Переходный возраст у мальчиков

В подростковом периоде ребенок требует повышенного внимания родителей. Не спешите его ругать, если заметили резкие изменения настроения, раздражительность, снижение интереса к учебе, постоянную усталость. Если эти явления быстро не проходят, есть смысл обратить на них внимание — они могут быть результатом нарушения работы эндокринной системы.

Эндокринная система человека состоит из желез, вырабатывающих гормоны, которые управляют химическими процессами в клетках. Именно под влиянием гормонов ребенок растет, развивается. Существует много особенностей подростковой эндокринной системы. Поэтому диагностировать отклонения от нормы может только специалист. Сахарный диабет, ожирение или недостаточный вес, нарушения роста, полового развития — основные эндокринологические проблемы подростков.

Если ваш ребенок жалуется на дискомфорт или боль в передней части шеи, часто ходит в туалет, особенно ночью, много пьет, половые признаки проявляются раньше или позже нормы, появилась сухость кожи, отеки, немедленно обратитесь к . Одним из основных факторов, который нарушает работу эндокринной системы в подростковом возрасте, является постоянный стресс. К нему приводит излом стереотипов детства, несоответствие темпов физического и социального развития, формирование жизненных установок, целей, предпочтений и пристрастий, духовных и моральных ценностей. Поэтому не оставляйте своих детей наедине с их проблемами, не спешите ругать, лучше помогите советом, поделитесь мыслями, не бойтесь быть откровенными — такие моменты ваш ребенок запомнит на всю жизнь и к тому же сохранит здоровье.

Очень часто можно услышать, что подростковый возраст — это сплошные сложности. Родителей в это время удивляет, беспокоит, раздражает и даже ставит в тупик поведение ребенка. А что волнует медиков? Какими болезнями следует заниматься и какие заболевания могут дебютировать в подростковом возрасте?

Есть несколько точек отсчета пубертатного периода. Статистически это 14-17 лет, а физиологически немножко иначе. Подростковый возраст начинается у девочек и у мальчиков где с 10-11 лет, а заканчивается у каждого ребенка индивидуально. Может закончиться и в 14-15 лет, и в 18-19 лет.

В этот период начинают активно вырабатываться . Начинается более активная стимуляция надпочечников, щитовидной железы. В этот период все эндокринные железы начинают работать более активно и могут дать сбой. Например, сахарный диабет чаще возникает именно в это время. Кроме того, могут появиться проблемы как с избыточной массой тела, так и с дефицитом массы тела. Потому что именно в этом возрасте жировая ткань, которая тоже является эндокринной тканью, начинает увеличивать свою массу. Эта избыточная масса может зафиксироваться на всю жизнь и будет вызывать очень много других проблем не только эндокринного характера. Вот почему детям очень важно поддерживать нормальный вес в подростковом возрасте.

Прежде всего это возможно за счет рационального режима дня с периодами отдыха и труда. Ребенок не должен истощаться. Ребенок должен достаточно отдыхать. Он должна вовремя ложиться спать. Причем спать не менее 8 часов в сутки. Должна обязательно быть достаточная двигательная активность. И ребенок должен есть, чтобы расти. Поэтому ограничение питания не является первоочередным, первоочередным является достаточная физическая нагрузка.

Иногда у подростков наблюдается повышенное артериальное давление. Надо понимать, что, если, к примеру, для взрослого человека давление 120/60 — это нормально, то для ребенка такие показатели — отклонение от нормы.

А вообще повышенное давление провоцируется, прежде всего, избыточной массой тела или же может быть проявлением патологии надпочечников. Вот почему кардиологи, когда у ребенка фиксируется повышенное давление, направляют его к .

Как правило обследование у эндокринолога направлено на исследование функций щитовидной железы, которая в пубертатном периоде также претерпевает определенные изменения. Ранее это состояние называли «подростковым ». Почему обследуют щитовидную железу? Потому что в подростковом возрасте она увеличивается вследствие того, что ребенок нуждается в большем количестве гормонов. Для нормального количества производимых гормонов нужен йод. В подростковом возрасте йод выделяется более активно, чем у детей младшего или старшего возраста, особенно у девушек. И поэтому, когда щитовидная железа испытывает йодное голодание, она начинает увеличиваться в объеме, чтобы обеспечить за счет объема большее количество необходимых гормонов. Вот почему подростковый возраст относится к группе риска по патологии щитовидной железы и требует и обязательного приема добавок содержащих йод. Также нельзя забывать, что для усвоения йода организму нужен микроэлемент селен. Поэтому специалисты рекомендуют прием добавок содержащих оба микроэлемента — йод и селен. В аптеках представлен препарат«ЙоSен ®». В 1 таблетке препарата содержится 150 мкг йода и 75 мкг селена. Препарат следует принимать по 1 таблетке 1 раз в сутки во время или после приема пищи, запивая водой.

К сожалению, сегодня врачам-эндокринологам довольно часто приходится иметь дело с пациентами с задержкой полового развития или преждевременным половым созреванием. В основном это касается девушек. Потому что есть целый ряд эндокринных генетических болезней, которые именно проявляются и проявляются в подростковом возрасте. Среди таких заболеваний наиболее известен так называемый синдром Шерешевского-Тернера. Эта генетическая болезнь имеет несколько вариантов проявления в зависимости от хромосомной аномалии. Обычно при рождении такие девочки имеют малую массу тела. В дальнейшем они растут медленно, рост не превышает 140см. Но в начале пубертатного периода проявляется главный симптом этой болезни — задержка у девочки начала менструаций или нерегулярные менструальные циклы. Вот почему еще до подросткового возраста родители должны обратить внимание на задержку роста ребенка. Надо тщательно обследовать ребенка, чтобы определить, это ее физиологическое состояние, или это патологическая ситуация, требующая немедленного вмешательства и адекватной коррекции.

У мальчиков патологию полового развития очень часто обнаруживают при прохождении медкомиссии в военкомате. И только тогда определяется, что проблема существовала еще с раннего детства ребенка, но родители не обращали на нее внимания.

Половое развитие у мальчиков начинается примерно с 11-12 лет, у девочек — на год раньше.

Первые признаки полового развития у мальчиков — мутация голоса и интенсивный рост. За год ребенок может вырасти на 9-10см. Но когда ребенок начинает очень интенсивно расти в возрасте 6-7 лет, это является нехорошим признаком и обязательно надо обратиться к врачу. Не надо радоваться тому, что ребенок активно и очень хорошо растет. Это не всегда является хорошим признаком. Так же как и то, когда темпы роста ребенка остаются на уровне 2-4 см в год. Это тоже требует обязательной консультации врача, чтобы определить, в чем причина такой задержки роста.


Гормоны у девочек подростков
в период полового созревания, прежде всего, стимулируют увеличение молочных желез. Затем появляются волосы под мышками, на лобке. Далее следует ростовой скачок. Если эти признаки возникают у девочек до 6-7 лет, это является признаком преждевременного физиологического полового развития. Но если половое развитие у девочек начинается не с увеличение молочных желез, а с роста волос, это может быть признаком не совсем нормальной работы надпочечников. На это обязательно нужно обращать внимание, своевременно посоветоваться с врачом.

Какова функция надпочечников и каким образом изменения функции этих желез могут отразиться на здоровье и дальнейшей жизни детей?

Если говорить кратко, то надпочечники вырабатывают определенные виды гормонов, в том числе половые гормоны и глюкокортикоиды. Когда их становится слишком много, ускоряется распад белка, происходит перераспределение жира — организм откладывает лишнее в запас на ягодицах, бедрах, в подмышечных складках. Там появляются розово-фиолетовые стрии — участки с нарушенной пигментацией. Эти бордовые полоски длиной 2-4 см и шириной около 1 см трудно не заметить. Но и это, к сожалению, еще не все. Ожирение способствует длительному повышению артериального давления. Поэтому подросток становится прямым кандидатом в группу риска. Примерно треть из таких детей так и остаются с избыточным весом.

Для профилактики нарушений со стороны эндокринной системы, необходимо следить за тем, чтобы ребенок соблюдал нормальный режим дня, а также получал нормальное, адекватное, своевременное питание без избытка углеводов и жиров. При любых условиях ребенок должен отдыхать, потому что его эндокринная система очень зависит от переутомления и стрессов, поэтому многие болезни возникают в пубертатном возрасте. Относительно нарушений со стороны щитовидной железы, то каждой семье нужно в ежедневном рационе заменить обычную соль на йодированную. Это обеспечит суточную потребность в йоде для ребенка любого возраста.

Почему подростку так нелегко с самим собой? Является ли подросток жертвой бушующих гормонов? Каковы психологические особенности подросткового возраста?

Почему подростку так нелегко с самим собой?

  • начало функционирования половых желез, появление вторичных половых признаков;
  • у девочек половое созревание начинается на два года раньше и длится 3-4 года, у мальчиков 4-5 лет;
  • период роста сексуальности и гиперсексуальности у мальчиков;
  • гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков;
  • новая "химическая среда" организма вызывает резкие перепады настроения (эмоциональные качели);
  • высокие темпы роста, сравнимые только с фетальным (внутриутробным) периодом и возрастом от 0 до2-х лет;
  • рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры;
  • у девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно переживается очень тяжело;
  • у мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;
  • увеличение объема легких и глубины дыхания с целью обеспечения растущего организма кислородом;
  • увеличение объема сердца в 2 раза за пубертатный период;
  • значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли, вегетососудистая дистония.
  • гиперфункция гипотоламо-гипофизарной и эндокринной системы.
  • нестабильность эмоций.
  • поллюции у мальчиков и месячные у девочек подчас вызывают реакцию физиологического отторжения собственного тела;
  • темпы развития сальных желез (прыщи на лице, повышенная потливость, сальные волосы);

Является ли подросток жертвой бушующих гормонов?

Да. Грейс Крайг приводит следующие общие эмоциональные проявления гормонального криза:

  • частая смена настроения:
  • депрессия;
  • неусидчивость и плохая концентрация внимания;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • тревога;
  • агрессия и проблемное поведение.

Каковы психологические особенности подросткового возраста?

  1. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой "ты еще слишком мал", "нос не дорос". Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребенка в семье и социуме.
  2. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.
  3. Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
  4. В психологической литературе этот этап называют этапом "второй перерезки пуповины". Ребенок отделяется от родителей и уходит в свой мир - мир сверстников.
  5. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
  6. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
  7. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.
  8. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;
  9. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодежные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.
  10. В молодежной среде у подростка формируется "мы-концепция". С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на "своих" и "чужих", причем взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны.
  11. Формирование "Мы-концепции" у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. (Группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым, называется референтной группой)
  12. Учебная деятельность и школа перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
  13. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
  14. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
  15. Рост критичности подчас ведет к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряженные для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма. (Подробнее об этой группе детей можно прочитать в разделе "жизнестойкие дети").
  16. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).
  17. В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.
  18. Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я буду КАК взрослый - игра - копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Хочу успокоить родителей: это почти всегда будут НЕ они, а другой значимый взрослый.
  19. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной субкультуре: вес, рост, гора мышц и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.
  20. Ребенок подражает взрослым стереотипам сексуальности по форме, а не по сути, поэтому так популярна среди девочек литература, типа "Искусство соблазнять" или "Как стать роковой женщиной". Образец для подражания связан для девочек с системой ценностей, сформировавшейся в семье. Это не обязательно "роковая красотка", это может быть и стиль "бизнес вумэн", максимально приближающийся к мужскому стереотипу. Она всегда выглядит О. К., сногсшибательна, ей нет дела до "этих глупостей".
  21. Мужским идеалом чаще всего становится супергерой проповедующий культ силы, выносливости, смелости, ценности настоящей дружбы, то есть герой современного боевика.
  22. Неверно было бы полагать, что "Я-идеальное" формируется ТОЛЬКО по внешнему механизму. Это - лишь начальная точка отсчета. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки.
  23. Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки.
  24. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно успешной" карьеры. Учеба впервые превращается не в учебу для оценки, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность.
  25. Если такой путь постижения новых знаний, умений и навыков поддерживается значимыми взрослыми, иногда с помощью конкурентной борьбы, то перспектива роста "Я-идеального" многократно усиливается.

Обсуждение

23.04.2004 00:59:34

Комментировать статью "Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста"

Еще по теме "Гормональная перестройка организма детей и подростков":

Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми Переходный возраст. Подростковый период – нелегкое испытание для детей и их семьи. В этом возрасте привычные отношения с...

Проблемная кожа у подростка. Здоровье. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Гормональная перестройка организма происходит не часто, а у всех поголовно. Вопрос - как она проходит, вот и всё.

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ. Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста.

Про переходный возраст опять. Дети и родители. Подростки. Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Раздел: Дети и родители (мне 14 вроде переходный возраст но стресс уже 3 недели).

Про бушующие гормоны. Психология, переходный возраст. Подростки. Про бушующие гормоны. Скажите мне пожалуйста опытные родители, кто уже это проходил -когда наступает пиковый момент переходного возраста и ребенок не справляется с эмоциями, это можно как то...

Усталость или отупение?. Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста.

Гормональный фон и гармоничное развитие. Не забывайте показывать его эндокринологу - так утверждает наш эксперт, детский Этот Появился термин «ретардация», то есть замедление физического развития и формирования функциональных систем у детей и подростков.

Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Гормональная буря? Два подростка у меня - четырнадцать с половиной лет обоим. Делите на 4, делайте скидку на гормональную бурю - может все и не так плохо.

гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. От чего зависит рост ребенка и можно ли на него как-то повлиять? Первый скачок роста происходит обычно в возрасте 4–5 лет.

Подростковый психолог о переходном возрасте. Нежелание учиться Переходный возраст - это тот этап жизни подростка, когда важно не упустить контроль за его жизненным курсом. Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста.

Гормональная перестройка организма, что естественно в подрастковом возрасте. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены Буду очень благодарна за...

Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Раздел: Дети и родители (мне 14 вроде переходный возраст но стресс уже 3 недели). Сколько она продолжается, гормональная перестройка?

Во время полового созревания гипоталомус управляет гормональной перестройкой организма, которая не всегда проходит гладко. В России более 3 млн. детей и подростков (6-10%) страдают ожирением. Как бороться с лишним весом.

Грудное вскармливание Ребенок от 3 до 7 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Детская психология Няни, гувернантки. У сына в поясничной области спины период гормональная перестройка организма ничего удивительного: прыщи, стрии - через это многие подростки...

Детская медицина. Длительная температура у подростка. Девочка 13,5 лет. В прошлом году температура от 37.3 до 38,5 продержалась 2,5 месяца до середины марта примерно, т.е. до солнечных дней. многочисленные капания в разных направлениях ничего фактически не дали.

Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Во многих странах детский труд представляет собой особую ценность. Конечно, речь не идет о совсем маленьких детях и о физически тяжелом...

Психологический.И я ни... Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Каковы психологические особенности подросткового возраста? В психологической литературе этот этап называют этапом "второй перерезки пуповины".

Поздняя беременность: психологический аспект. Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Психологический возраст - тест. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с...

Проблемная кожа подростков. Не секрет, что эти подростковые "неприятности" - результат гормональной перестройки организма, которая протекает у всех детей. Проблемы с кожей начинаются, как правило, в подростковом возрасте, когда... Про растяжки у детей.

Сленг подростков. . Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Всегда апатия и усталость больше, чем весной -летом.

ВСД, или вегето-сосудистая дистония, в подростковом возрасте – это симптомокомплекс, значительно распространенный среди этой возрастной категории детей. Отношение к ВСД неоднозначное даже среди врачей: многие из них считают дистонию не заболеванием, а лишь преходящим состоянием, связанным с гормональной перестройкой в организме в пубертатный период.

Проявления ВСД чаще отмечаются в 13-15 лет и наблюдаются в настоящее время почти у 50% подростков. После периода полового созревания у многих из них симптомы исчезают. Течение ВСД может быть острым и хроническим. При остром течении патология проявляется в виде приступов, чаще всего как реакция на стрессовую ситуацию.


Основные причины ВСД


Стрессы, переживания, конфликты с родителями способствуют возникновению ВСД у подростков.

Проблемы в организме современных подростков не случайны, учитывая их образ жизни: значительные нагрузки при получении образования, малоподвижное времяпрепровождение (в основном за компьютером), несоблюдение режима дня и т.д.

Основными факторами, способствующими развитию ВСД, являются:

  1. Изменение гормонального фона в пубертатном периоде.
  2. Интенсивный рост скелета и органов, за которым «не поспевают» кровеносные сосуды, в результате чего страдает кровоснабжение жизненно важных органов и систем; недостаточное их снабжение кислородом. Гипоксия в этих органах вызывает возникновение многих проявлений ВСД.
  3. Перенесенные ранее заболевания, особенно инфекции.
  4. Травматические повреждения.
  5. Вредные привычки: многие подростки начинают в этом возрасте курить, употреблять спиртные напитки. Неокрепший организм реагирует на токсическое влияние развитием ВСД.
  6. Частой причиной ВСД является нарушение баланса между , неврозы.
  7. Стрессовые ситуации разного уровня: тестовый контроль знаний, поступление в ВУЗ, отношения с родителями, конфликты с ровесниками, психологические комплексы и др.
  8. Врожденные аномалии развития.
  9. Наследственная предрасположенность: если родители страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, то вероятность развития ВСД у ребенка выше.

Негативное влияние любого из этих факторов (или нескольких одновременно) может привести к возникновению ВСД.

Симптомы

До конца ВСД не изучена. Считают, что первичным является нарушение нервной системы, а сердечно-сосудистые изменения уже вторичны. Так как нервная система регулирует функцию всех органов, включая температуру тела, показатели пульса и давления, секрецию потовых желез и др., то и проявления ВСД у подростков могут быть очень разнообразными.

Чаще всего наблюдаются такие симптомы:

  • перепады артериального давления;
  • учащение и нестабильность пульса;
  • боли в области сердца;
  • эмоциональная лабильность;
  • одышка, чувство нехватки воздуха;
  • повышенная потливость;
  • холодные конечности;
  • повторяющиеся головные боли;
  • бледность или покраснение лица;
  • головокружение и потемнение в глазах;
  • возможны ;
  • внезапные повышения температуры;
  • расстройства пищеварения (понос или запор, тошнота, позывы на рвоту, боли в животе);
  • изменения аппетита (повышение или снижение);
  • чувство разбитости, повышенная утомляемость;
  • нарушение мочеиспускания (частые позывы).

У юношей чаще отмечаются болезненные проявления. Для девушек более характерны психоэмоциональные реакции.

Психика в этом возрасте неустойчива, поэтому любые сложности и проблемы становятся стрессом для организма. Чаще ВСД подвержены легковозбудимые, эмоциональные подростки, у которых любой повод вызывает глубокие переживания.

При ВСД часто отмечается плохое настроение вплоть до депрессии, развивается много фобий (страхов). Характерна мнительность, плаксивость, не исключены истерики. Помимо потливости, повышается секреция сальных желез, могут появляться отеки, плохая переносимость жары и холода.

Для острой формы ВСД характерны приступы:

  1. Гипертонический криз: повышенное артериальное давление, головная боль, боль в сердце, учащение пульса, онемение конечностей, дрожь в теле, чувство страха.
  2. Гипотонический криз, проявляющийся сниженным артериальным давлением, урежением пульса, чувством страха, ощущением замирания сердца.
  3. Криз смешанного типа, при котором сочетаются проявления гипотонического и гипертонического кризов.

Период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,"бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

См. также Питание.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продоллш-тельность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. П. в.- один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных перелшваний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

См. также Школьный возраст.