Что такое духи? История создания и особенности выбора. История создания духов История туалетной воды

История создания парфюма: от благовоний до духов.

В древности люди относились к ароматным веществам с особым почтением, поэтому они стали благовониями, сжигаемыми во время религиозных обрядов. Недаром буквальный перевод латинского слова "per fumum" - "через дым". Благовония получали путем сжигания ароматических смол и древесины. Для воскурений чаще всего использовали смолу кедра, ладан и мирру.

О родине духов до сих пор ведутся споры. Одни считают, что искусство создания духов впервые появилось в Месопотамии, другие отдают эту честь Аравии. Тем не менее, любой исследователь согласится, что в возникновении духов огромную роль сыграл Египет. Египтяне были уверенны, что если их тело будет источать приятный запах, то это обязательно привлечет благосклонность богов. Даже после смерти тело египтянина, очищенное от внутренностей, заполнялось ароматическими веществами.

В Египте благовония готовились жрецами по стандартным рецептурам. Здесь изготавливали ароматные масла и благовонные мази. История парфюмерии также связана с именем царицы Клеопатры. Она смачивала паруса своего корабля в ароматических веществах, чтобы возвещать о своем прибытии. Знаменитая египетская царица даже стала автором нескольких парфюмов. Пренебрежение к аромату собственного тела египтяне считали проявлением варварства и грубости.

Еще до начала нашей эры в обиход вошли так называемые «духи для одежды», которые было принято прятать в складках нарядов. Правда, парфюмы были доступны только самым богатым. Весомый вклад в историю духов внесли греки. Именно они создали первую классификацию духов. Также в древней Греции появились первые официальные парфюмеры. Здесь распространилась парфюмерия на масляной основе. Духи представляли собой смесь ароматических масел и порошков. Известно, что духами пользовался даже философ Диоген, который из соображений экономии наносил парфюм на ноги.

Из Греции парфюмерия перекочевала в Рим. Здесь умащенные ароматическим маслом волосы свидетельствовали о знатности. Римские бани могли похвастаться ароматическими маслами на любой вкус. Для изготовления духов римляне использовали мацерацию (погружение ароматических веществ в масла) или выжимку под прессом. Страстными любителями благовоний были такие императоры, как Калигула и Нерон. В дворце последнего были специальные серебряные трубы, из которых на гостей обрушивались благовонные эссенции. Когда Римская империя приближалась к своему закату, духами обливали пороги домов, военное снаряжение, лошадей и собак.

Духи завоевывают мир.

История создания парфюма тесно связана с так называемым цивилизационным процессом. Искусство парфюмерии в первую очередь культивировалось народами, перенимавшими друг у друга эстафету цивилизации. Так, от египтян парфюмерия перекочевала к иудеям, ассирийцам, грекам, римлянам и арабам. Современные европейские народы занимают в этом перечне только последнее место.

Употребление ароматов в Европе приостановило нашествие варваров. Поэтому вершителями истории парфюмерии стали народы ислама, которые изобрели перегонный куб и улучшили дистилляцию. Первооткрывателем выделения ароматических элементов из растений с помощью дистилляции стал Авиценна. Благодаря этому методу духи стали более устойчивыми. Кроме того, Авиценне удалось выделить розовую воду.

В Европе употребление духов расширилось после крестовых походов, которые, как ни странно, сильно повлияли на историю парфюмерии. Рыцари считали своим долгом привозить из походов восточные духи, и розовую воду. Распространению искусства ароматов способствовало и расширение торговых отношений, произошедшее в XII веке. Вскоре столицей парфюмерии становится Венеция. Профессия парфюмеров-ремесленников становится вполне обыденной. Так, во Франции, чтобы стать мастером-парфюмером, нужно было прослужить 4 года учеником и 3 года подмастерьем.

Одним из главных поворотных моментов в истории парфюмерии стало рождение духов на основе сочетание эфирных масел и спирта – ароматических вод. Это случилось во 2-й половине XIV века. По легенде первая ароматная вода на основе розмарина была подарена венгерской королеве Елизавете монахом. Сначала ароматические воды использовались в лечебных целях. Со временем применение духов настолько распространилось, что ими начали душить не только тело, но также нижнее белье и постель.

В 1608 г. в монастыре Санта Мария Новелла (Флоренция) возникла первая парфюмерная фабрика. Ей покровительствовали герцоги, князья и даже сам папа римский. Важным в истории создания духов является и 1709 г., когда Жан-Мари Фарина выпустил в продажу «Кёльнскую воду». В Европе она стала распространяться под французским названием «одеколон». Первый одеколон состоял из виноградного спирта, бергамота, масел нероли, лаванды, розмарина и лимона. Считалось, что это ароматическое средство исцеляет от самых разных болезней, в том числе от чумы и оспы.

В конце XVIII века парфюмерные лавки сменили небольшие парфюмерные предприятия. А с середины XIX века производство духов приобретает промышленные масштабы. В этот же период Наполеон вводит моду на принятие ароматических ванн. Кроме того, совершенствуется искусство создания флаконов. Первостепенную роль в этом сыграли французские парфюмеры. Успехи органической химии в XIX веке открыли эру получения ароматических веществ химическим путем. В результате парфюмеры начали создавать композиции, не существующие в природе. Крупнейшим поставщиком парфюмерного сырья стал французский город Грас.

История духов быда бы неполной без упоминания Жана Герлена, Франсуа Коти и Эрнеста Дальтрофа, известных как «отцы парфюмерии». Перечисленные парфюмеры выдвинули несколько основополагающих теорий о создании ароматов. К примеру, Франсуа Коти впервые соединил натуральные запахи с ароматами, созданными искусственно.

Парфюмерия в ХХ веке.

Уже начало ХХ века ознаменовалось поворотным моментом в истории парфюмерии. Тогда искусство создания ароматов объединилось с модельным бизнесом. Поль Пуаре первым, дополнил свою линию одежды духами. Успешность этой идеи была доказана великой Габриэль Шанель, которая в 1921 г. выпустила «Chanel №5».
В начале 20-х годов XX века ароматы начали создавать «синтетическим» путем. Парфюмеры открывают для себя удивительные свойства альдегид. В 1930 году французский парфюмер Жан Пату выпускает аромат Joy, получивший титул «самых дорогих в мире духов». Его композиция была построена на тандеме розы и жасмина. В 50-х годах наивысшего расцвета достигает французская парфюмерия. Период взлета переживают и духи для мужчин. Хотя настоящий бум мужских парфюмов приходится на начало 60-х. Немаловажным достижением ХХ века стало и существенное снижение цен на духи.

Как дальше двигалась история парфюмерии? В 70-е годы возникла парфюмерия «pret-a-porter de lux», отличавшаяся не только высоким качеством, но и доступностью. Настоящий прорыв в категории духов «масс-маркет» сделали американские парфюмеры. Кроме того, на мировой ароматный рынок ворвалась Япония. Парфюм Inoui от Shiseildo до сих пор входит в перечень самых дорогих ароматов мира. Названные духи открыли моду на свежие зеленые композиции. В 70-х кроме модельеров собственные парфюмы начали создавать и ювелиры.
80-е запомнились экспериментами с флаконами и модой на тяжелые «амбровые» ароматы. Кроме того, в духах появляются морские и озоновые мотивы. 90-е отличились естественно-природными ароматами. В это время стали использовать технологию «Живые цветы», позволяющую "собирать" запах несорванных растений. С начала 90-х и до сих пор парфюмерия развивается достаточно стремительными темпами. Так, если в 1993 г. новая парфюмерная композиция появлялась каждую неделю, то сейчас новинки атакуют потребителей ежедневно.

Описывая историю создания парфюма, нельзя забывать и о советской парфюмерии. Одним из самых известных советских парфюмеров является Август Мишель, создавший духи «Любимый букет императрицы», которые более известны под названием «Красная Москва». Не менее популярным был и парфюм «Красный мак». Послевоенным хитом стали духи «Ландыш серебристый».

Современность
Современная история парфюмерии представляет собой безграничный океан запахов, в котором легко потеряться. Найти правильный курс поможет классификация ароматов, которую мы решили дополнить лучшими новинками последних годов.

Шипровые ароматы. Сердцем этой группы духов обычно являются ноты ладана, пачули, дубового мха и бергамота. Яркой шипровой новинкой стал парфюм Body от Buberry. Он был выпущен в связи с новой коллекцией тренчей упомянутого бренда.

Цитрусовые ароматы. Для данного типа ароматов характерны аккорды лимона, апельсина, бергамота и грепфрута. Лучше всего эту группу запахов представит парфюм Cristalle Eau Verte от Chanel, который удачно соединяет новые веяния с классикой истории парфюмерии.

Цветочные ароматы. Главным компонентов цветочных парфюмов является цветок. Одним из цветочных бестселлеров последних лет является аромат Light Blue от D&G, который был выпущен в 2001 году. Его свежий и тонизирующий запах идеально подходит для летнего времени.

Фужерные ароматы. В основе этих духов лежит лаванда, дубовый мох и кумарин. В данном случае в первую очередь стоит вспомнить парфюм High Line от Bond No 9. Эти духи также относится к группе унисекс, которые стали одним из главных открытий современной истории духов.

Древесные ароматы. Названный тип ароматов в первую очередь характерен для мужских духов. В сердце таких парфюмов играют ноты пачули, сандала, кедра и ветивера. Ярким представителем указанного типа духов стал аромат Untitled от Maison Martin Margiela.

Восточные ароматы. Восток сыграл одну из главных ролей в возникновении духов. Что касается современных ориентальных ароматов, то они, как правило, соединяют в себе аккорды пудры, ванили, ладана и животные ноты. Одним из лучших ориентальных духов последних лет считается Amber от Prada. Стойкий шлейф названного парфюма нашел немало поклонников.

Кожаные ароматы. Кожаные духи напоминают не только запах кожи, но также дыма, моря и табака. К самым эксцентричным новинкам данного типа ароматов стоит отнести парфюм Idole от Lubin, который был выпущен в 2005 году. Уже сейчас их без промедления можно считать одной из ценнейших странниц в многотомной истории парфюмерии.

В ХXI веке парфюмерной модой руководят личные предпочтения и индивидуальность. В результате на пике популярности находится так называемая нишевая парфюмерия. Поэтому выбирая парфюм, забудьте о правилах и доверьтесь собственным ощущениям.


Французские духи - это словосочетание ласкает слух всех женщин на планете. Этот продукт приравнивают к произведениям искусства, страстно желают, берегут, «надевают» в свет и наслаждаются им в одиночестве. Некоторые даже одушевляют содержимое изящных флаконов, называя спутником богини или слугой ведьмы. Духи будоражат умы и обостряют чувства, за них готовы платить немалые деньги, с их помощью добиваются расположения. А путь развития европейской парфюмерии был усыпан отнюдь не лепестками роз. Скорее, иной субстанцией.

Кто и когда придумал духи

Духи были изобретены не французами. Благовония для тела и помещений использовались еще в древнем мире. Искусно владели мастерством создания ароматов египтяне, греки, римляне. Также смеси смол и эфирных масел применяли в Древнем Китае и на Аравийском полуострове. Тогда запах не был самоцелью, а скорее дополнительным приятным бонусом.

Масляные смеси предназначались для лечения, улучшения самочувствия, ухода за кожей. Ароматы применялись для стимуляции сексуального влечения, соблазнения, способствовали зачатию детей. Кроме того, благовония широко использовались в религиозной сфере. С помощью запаха древние жрецы управляли духовным состоянием посетителей храмов, настраивались на аскетизм.


Для создания ароматических продуктов применяли исключительно растительное сырье - пряности (корни и семена), масла, лепестки цветов, смолы хвойных деревьев. Аромат был частью культа здорового тела и духа.

Почему же первенство в индустрии ароматов принадлежит французам?

Гигиена и изысканные ароматы были чужды для средневековых европейцев. Духи, технология дистилляции, а вместе с ней цветочные воды и эфирные масла попали в западный мир, когда крестоносцы вернулись из походов. Теперь запах был самоцелью, у него была лишь одна задача - перебить смрад, источаемый грязными телами и отходами человеческой жизнедеятельности, наполняющими средневековые города. Гигиенические процедуры там еще не практиковались, канализация не действовала.

Европейские парфюмеры начали включать в композиции ингредиенты животного происхождения - мускус и амбру. Эти компоненты существенно увеличивали стойкость духов. Также считалось, что они усиливают сексуальную привлекательность носителя запаха. Эта перемена стала переломной, животные ингредиенты дали новый виток развития искусству создания ароматов. Вещества, добытые из желудков кашалотов и половых желез оленей, широко используются и в современной нишевой парфюмерии.


Требований к духам тех времен было немного - стойкость и резкость. Именно такой парфюм мог перебить неприятные запахи тела и пространства тесных улиц.

Причина того, что именно Франция стала лидером парфюмерного искусства - в непредвзятости и отсутствии преемственности. Такие факторы сдерживают развитие новаторских идей. Конкурирующая Италия все же имела наследие, которое досталось от древних римлян. И это обстоятельство сковывало творческие порывы и дерзость итальянских парфюмеров.

Нота кожи, или как парфюмерия противостояла чуме

Еще один способ внести в образ изящный штрих - надеть кожаные перчатки, которые подвергались щедрой ароматизации. Это позволяло достичь двух целей - спрятать немытые руки, а также преобразить запах плохо обработанной кожи. Эта практика обрела огромную популярность, знатные дамы обзаводились десятками, а то и сотнями пар ароматных перчаток. Их обрабатывали составами с присутствием сандала, розы, жасмина - на выбор или в различных комбинациях. Обязательным ингредиентом служила амбра или мускус, благодаря которым аромат сохранялся на протяжении длительного времени.

Если прежде запах телячьей кожи был нежелательным, то в современной индустрии моды ноту добавляют в композицию намеренно. Парфюм с таким компонентом обретает интимность, провокационное звучание, животный магнетизм. Таковы традиции французского парфюмерного искусства.

Русский химик К. Веригин, автор книги «Благоуханность: воспоминание парфюмера» утверждает, что среди мастеров ароматов процент гибели от чумы был намного меньшим, чем среди остального населения. Это объясняется постоянным пребыванием среди запахов трав и эфирных масел, уксусов. Многие из таких продуктов отпугивали насекомых, в том числе блох, наиболее зловещих переносчиков инфекции.


Существует история о марсельских грабителях-безумцах, которые промышляли мародерством. Они искали ценные вещи и деньги на трупах тех, кто умер от чумы. Их неуязвимость для грозной инфекции кроется в регулярном применении туалетного уксуса собственного производства. Такое средство предназначалось для дезинфекции и ароматизации. Патогенных микробов оно убить не в состоянии, зато предотвращало укусы насекомых, что и было главной профилактической мерой наряду с карантином.

Трансформация этики ароматов от эпохи Просвещения до наших дней

В XVIII веке пользоваться парфюмерной продукцией массово начинают мужчины. Благоухающие составы наносят на предметы интерьера, аксессуары, белье. Считается престижным обзавестись личным парфюмером, который разрабатывает персональный уникальный аромат для заказчика.


В этот период популярными становятся свежие легкие ингредиенты, такие как розмарин, бергамот, лимон. Гигиенические процедуры уже не заменяются ароматизацией, а совмещаются с ней. Продукты парфюмерии добавляют в ванны, воду для полоскания рта и для стирки одежды.

В начале XIX столетия появляется новое требование к использованию ароматов - умеренность. Приветствуется нанесение духов на платок, перчатки и веер, соприкосновение духов с телом считается нежелательным.

В конце XIX века духи обретают гендерную специфику - дамские ароматы состоят в основном из фруктово-цветочных компонентов, мужские содержат ноты хвои, древесины, много цитрусовых.

В XX веке начинают выпускать ароматы для определенной погоды или времени суток. Зимние духи характеризуются большим содержанием пряных теплых нот, высокой концентрацией смол. В летние композиции включены такие ноты, как огурец, арбуз, а также синтетические альдегидные составляющие, напоминающие морской бриз или свежий горный воздух. Гендерная специфика существует, но ее строгость растворяется в современном обществе, где люди сами любят решать, кем быть.


Древний Египет: жертвоприношения, парфюмерные лавки. Аромат свежескошенной травы, запах свежего хлеба — многие ароматы дошли до нас из глубокой древности. История создания духов насчитывает несколько тысячелетий. Тонкий аромат, который окутывает таинственную незнакомку, заставляет оглянуться ей вслед, чтобы ещё раз почувствовать завораживающий запах. Отправимся и мы в путешествие во времени, туда, где рождались первые ароматы.

Магическая субстанция ароматов переносит нас в Древний Египет, где в храмах проходили жертвоприношения. Чтобы перебить запах горелого мяса и создать для молитвы особую атмосферу, применяли благовония. Слово «парфюм» в переводе с французского обозначает запах дымящегося ладана. По сути, ладан является

«прародителем» парфюмерии. Цветы, корни растений и травы, которые сжигались в курительницах, были призваны постичь высший смысл и создать эмоциональный настрой для молитвы. Запахи в древности имели и другое, более приземлённое назначение. Было подмечено, что дерево, смола и травы из храмов придают пищи другой, более приятный вкус и аромат. Так появились парфюмерные лавки, в которых богатые горожане покупали ароматические смеси. Индия, Месопотамия и Персия также были знакомы с искусством создания ароматов, хотя основой их композиции был ладан.

История духов связана с Древней Грецией и Римом

История создания духов продолжается в Древней Греции, а также в Древнем Риме, где появляются способы получения жидких духов. Впрочем, до современных жидких духов ещё очень далеко. Плотные, густые масла и ароматные порошки хранились в золотых и алебастровых сосудах. Пользоваться подобной «парфюмерией» могут лишь состоятельные люди. Античный Рим придавал

запахам целебные свойства, используя их в банных процедурах. Находки современных археологов на Кипре, в Пиргосе, служит доказательством тому, что четыре тысячелетия назад для получения ароматов применялись перегонные кубы, трубки, ёмкости для смешивания. В качестве сырья использовались не только травы, цветы, но и специи, смолы хвойных деревьев. Нашествие варваров перенесло развитие парфюмерии на Восток. Но сейчас уже 21 век и купить арабские духи можно, практически, в каждом специализированном магазине.

История духов и ароматерапия

Древний Восток – дистилляция и розовая вода. Первый век нашей эры вознёс на пик популярности ароматерапию, которая стала возможной благодаря дистилляции, которую изобрёл Авиценна. Эксперименты с розами привели к получению розовой воды, которая ценилась арабами дороже золота. Жидкости, которые применялись в качестве парфюмерии, представляли собой измельчённую смесь трав, лепестков, масел и источали очень сильные запахи.

Европа Средневековья – ароматическая вода и первая парфюмерная фабрика. Духи, отдалённо напоминающие современные парфюмы, стали появляться в Средневековой Европе с развитием торговли после походов крестоносцев. История возникновения духов сохранила легенду о первой ароматической воде, благодаря которой произошло чудесное исцеление королевы Венгрии.

В XIV веке появилась ароматическая вода, которая представляла собой духи на основе спирта и эфирных масел. Самыми распространёнными были ароматы розы, жасмина, фиалки и лаванды. А пользовались ароматической водой для того, чтобы заглушить неприятный запах немытого тела. Ароматными лосьонами с запахами мускуса, камфары, сандала обтирали лицо и тело, наносили на одежду, подушки и перчатки.

Бытует мнение, что католическая церковь была против водных процедур, чтобы избежать разврата, который царил в древнеримских термах. Так или иначе, но водные процедуры в эпоху Средневековья были не в чести, что отчасти способствовало развитию парфюмерии. Да и в те времена не было.

История создания духов — Франция город Грасс

Первая парфюмерная фабрика появилась в монастыре Санта Мария Новелла. История создания духов связана с Францией, городом Грасс. В городе, окружённом полями, на которых выращивали мимозы, лаванду, розы, иланг-иланг, жасмин. Там и по сей день занимаются производством душистой продукции сорок парфюмерных домов. Большинство которых основаны в восемнадцатом и девятнадцатом веках. И сбор цветочного урожая даже в третьем тысячелетии проходит по традиции вручную. За час, например, рабочие могут собрать не более семи килограммов роз.

Создание духов требует смешивания нескольких сотен цветочных эссенций, поэтому натуральная парфюмерия стоит немалых средств. Япония, Китай – культура использования ароматов. Китайская и японская культуры ароматов связаны с буддийскими обычаями. Благовония в Китае и Японии применяют для ароматизации помещения. Саше, душистые палочки – это изобретения восточной культуры, в основе которой специи и ароматическая древесина.

Россия – ароматические соли

История создания духов в России связана с ароматическими солями, так как баня была популярна не только в простонародье. Первоначально ароматы были связаны только с богослужением. И лишь в Петровскую эпоху появились мешочки с нюхательной солью, аромат которых успокаивал или бодрил. Затем ароматными мешочками стали перекладывать бельё, чтобы придать приятный запах.

Новая история – парфюмерная революция. Научные открытия девятнадцатого века произвели настоящую революцию в «ароматном» мире. Включение в состав духов синтетических веществ поставило производство духов на производственную основу. Век двадцатый соединил парфюмерию и модельный бизнес и положил начало современной парфюмерной моде. Позволил домам высокой моды дополнять свои коллекции брендовым парфюмом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Прочитано: 119

На протяжении всей истории человечества парфюмерия играла огромную роль в жизни человека, который с древних времен стремился выглядеть лучше, пахнуть лучше и лучше себя чувствовать – словом, быть лучшим.

Большинство из нас не задумывается о том, как давно появились духи – мы просто знаем, что хотим воспользоваться любимым ароматом, чтобы чувствовать себя привлекательными и неотразимыми.

Однако если хотя бы поверхностно изучить историю парфюмерии, можно увидеть, что это отнюдь не было первоначальной целью составителей ароматических композиций.

Из глубины веков

Зарождение искусства парфюмерии скрыто в глубине тысячелетий. В жизни первобытного человека значительную роль играло обоняние. Оно имело центральное значение в поиске животной и растительной пищи, оценке её годности, выявлении опасностей, хищников.

Свыше 15 тысяч лет до н.э. люди научились самостоятельно добывать огонь. Сидя у костра, бросая в огонь благовонные ветки можжевельника, кедра или ароматные травы, они ощущали душистый аромат.

Представляя небо обителью богов, высщих сил, которые в большинстве своём враждебно относятся к людям, человек искал средства их ублажить, получить защиту. Применяя проверенные средства - молитву, жертву и благовонный дым, он лелеял надежду избежать небесной кары.

Ритуал воскуривания как неотъемлемая часть обряда поклонения богам, высшим силам встречается во всех странах и культурах, он сохранился до нашего времени.

С большой уверенностью можно сделать вывод, что появление данного ритуала связано с общей эволюцией человека, его сознания, а не с проявлением какой-либо одной культуры.

В дальнейшем использование ароматических растений носило определённый смысл - улучшение вкусовых свойств пищи, целебное действие, умиротворение высших сил и т.д.

Первые духи – благовония

«Изобретение» духов приписывают древним египтяням. Первые духи были на самом деле благовониями, ароматными веществами, которые жгли во время религиозных обрядов.

С этой целью ароматические вещества использовали и древние греки, и древние римляне. Более того, слово «парфюм» происходит от латинского «per fumum», что значит «через дым».

Именно путем сжигания ароматической древесины и смол наши предки получали благовония – первые парфюмы, которые использовались для религиозных церемоний и ритуалов. В храмах стояли специальные сосуды, куда верующие должны были сливать жертвенные масла.

Изображения и скульптуры богов чуть ли не ежедневно умащивались благовонными маслами. Наиболее подходящим жертвенным даром считался ладан .

Для культовых воскурений использовались смола кедра, ладан и мирра. Небольшие шарики или пастилки из ароматических веществ помещались в специальные трубки (курительницы).

Эволюция парфюмерии происходит одновременно с возникновением и совершенствованием примитивной декоративной косметики.

Но и краска для лица, и благовония изначально не предназначались для привлечения противоположного пола; их предназначение заключалось в том, чтобы принести благосклонность богов.

Египтяне были очень религиозны. Вот почему они так серьезно относились к искусству создания духов – они считали, что боги будут к ним благосклонны, если они будут хорошо пахнуть, если окружат себя приятными запахами.

Более того, египтяне даже после смерти умудрялись источать не трупное зловоние, а приятный аромат. Древние египтяне верили в переселение душ.

По их представлениям, после того как человеческая душа покидает тело, она вселяется в какое-либо животное и в течение трех тысяч лет воплощается в виде всевозможных существ, пока, наконец, вновь не примет человеческий образ.

Это поверье объясняет чрезмерную заботу, с которой египтяне бальзамировали своих мертвецов, чтобы душа после долгого путешествия могла найти свою прежнюю оболочку и вернуться в нее.

Во время бальзамирования, очищенную от внутренностей полость тела заполняли измельченными миррой, кассией и другими ароматическими веществами, кроме ладана .

Несколько раз в году мумии извлекали и с большими почестями совершали над ними поминальные обряды. Эти обряды включали курение благовоний, ритуальные возлияния. Над головой мумии лили ароматические масла.

Благовония готовились в храмовых мастерских жрецами по стандартным рецептурам, тексты которых были высечены на каменных стенах. Были указаны объемные и весовые соотношения компонентов, продолжительность процедур, выходы и потери.

Таким образом, древнеегипетских жрецов можно назвать первыми профессиональными парфюмерами.

Использование духов становится индивидуальным

На протяжении многих лет благовониями и примитивными духами пользовались только жрецы, проводившие религиозные обряды, и редкие богачи.

Со временем те, кто был достаточно богатым и влиятельным, чтобы позволить себе покупать ароматические вещества, стали пользоваться ими не только для религиозных обрядов, но и с более приземленной целью.

Чтобы приятно пахнуть, ароматическую древесину и смолы ароматических веществ замачивали в воде и масле, а затем смазывали этой жидкостью все тело.

Когда эта практика стала общепринятой, жрецы вынуждены были отказаться от «монополии» на драгоценные ароматы.

Продолжая присутствовать во всех религиозных обрядах, ароматические вещества все чаще используются как средства гигиены и предметы роскоши.

Следующим логическим шагом стало использование ароматических масел в банях. Роскошные бани древних греков и римлян обязаны своим появлением чистоплотным египтянам.

Ароматически масла защищали их кожу от сухости в жарком климате. Так появились первые кремы и мази для примитивных увлажняющих средств.

Вскоре к природным растительным смолам и бальзамам добавились душистые масла, которые атлеты применяли перед соревнованиями, а прекрасные афинянки – для обольщения и удовольствия.

Целый ритуал последовательного нанесения равных ароматических веществ производился при замужестве.

Греки первыми в истории стали добавлять в состав духов пряности и специи (сейчас без них не обходится ни один ориентальный аромат), а также душистые цветочные масла; чаще всего применялись розы , лилии или фиалки, бывшие у греков в особом почете.

В Древней Греции появляются первые официальные парфюмеры, составлявшие душистые композиции из масел шафрана, ириса, шалфея, лилии, аниса, корицы.

Говорят, что греки были первыми, кому удалось создать жидкие духи, хотя они существенно отличались от современного аналога.

Для приготовления духов греки использовали смесь ароматических порошков и масел (в частности оливкового и миндального) – и никакого спирта.

После Древней Греции и Востока духи проникают в Древний Рим. Древние римляне, тщательно следившие за гигиеной, смазывали тело по несколько раз в день, причем не только тело, но и волосы.

В римских банях (термах) можно было найти сосуды с ароматическими маслами на любой вкус, всех форм и размеров. Римляне совершали омовение не менее трех раз в день, поэтому в домах состоятельных римлян всегда были запасы ароматических масел и других душистых веществ.

Также римляне использовали духи для ароматизации помещений, особенно во время пиров, где собиралось очень много людей. Для этого духи наносили на крылья голубей и выпускали птиц в помещение.

Во время полета духи разбрызгивались и ароматизировали воздух. Кроме того, головы гостей на пирах освежали рабы, разбрызгивая на них духи.

Когда же умерла жена Нерона Помпея, он приказал сжечь в ее честь ладана больше, чем могла произвести Аравия за десять лет.

Римляне, как и греки, внесли свою долю в усовершенствование техники изготовления духов. Они начали использовать технику мацерации (погружение ароматических субстанций в масла) и выжимку под прессом.

Из Египта, Индии, Африки и Аравии сюда доставляют душистое сырье. Во многих ароматических веществах римляне первыми открыли целебные свойства.

Любовь к ароматам достигла пика в тот момент, когда империя приходила в упадок. Духами начали обливать даже пороги домов, мебель и военное снаряжение, а также собак и лошадей.

Красивый сосуд для изысканного аромата

Египтяне с большим почтением относились к благовониям, и считали, что хранить их можно только в самых красивых и дорогих сосудах.

Египтяне прилагали все усилия, чтобы создать особенно красивые сосуды для ароматических смол и масел. Для этого они использовали такие экзотические материалы, как алебастр, черное дерево и даже фарфор.

Но знакомый нам стеклянный флакончик для духов появился только в Древнем Риме. Он пришел на смену глиняным сосудам, используемым греками.

Духи распространяются по всему миру

С появлением и развитием христианской религии широкое употребление ароматических веществ несколько замирает, как в повседневной жизни (духи стали связывать с легкомыслием), так и в религиозных обрядах.

После падения Римской империи использование духов пошло на убыль; в Европе парфюмерное искусство практически исчезает, но на арабском Востоке оно достигает наибольшего расцвета.

У арабов ароматические вещества ценились столь же высоко, как драгоценные камни.

Арабы сыграли огромную роль в развитии парфюмерного искусства. Арабский врач и химик Авиценна разработал процесса дистилляции масел (извлечения масла из цветов).

Свое изобретение Авиценна опробовал на розах. Так появилось розовое масло.

До Авиценны жидкие духи приготовляли из смеси масла и измельченных стеблей или лепестков цветов, поэтому духи имели очень сильный, насыщенный аромат.

Благодаря разработанному Авиценной процессу процесс приготовления духов был существенно упрощен, и «розовая вода» быстро стала очень популярной.

В XII веке, через Венецию, крестоносцы вновь ввозят в Европу отшлифованное на Востоке искусство – украшать и очищать свое тело ароматическими веществами и запахами.

Поскольку это искусство получает все большее распространение в средневековой Европе, возникают все новые и новые ароматические соединения и, как следствие, новые ароматы.

Использование духов стало символом статуса, признаком высокого положения в обществе. Только те, у кого много денег, могли позволить себе дорогие ароматы. Богатые европейцы заказывали ароматические смолы в Китае.

Постепенно использование духов вошло в традицию. Именно в Средние века европейцы наконец приблизились к чистоте и гигиене. В моду вошли омовения, бани, парильни.

Популярными стали ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочках или браслетах.

Одновременно ароматные средства использовались в медицине. В борьбе с чумой применялось окуривание розмарином или ягодами можжевельника.

Самыми знаменитыми в средневековой Европе были легендарные духи «eau de Hongrie», созданные в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелисы, лимона и розмарина.

В это время появляется «эссенция нероли », экстракт из цветков апельсинового дерева, которая используется и в наши дни.

Другое немаловажное изобретение европейцев – аромат «a la frangipane», названный в честь итальянского парфюмера Франжипани, использовавшего при изготовлении духов горький миндаль, который до этого использовался только в кулинарии.

Ни один современный человек не представляет своей жизни без наличия одного, а то и нескольких любимых ароматов. Откуда берет свое начало такое явление, как «духи»? Кто такое парфюмеры? Чем отличаются духи от туалетной и парфюмированной воды? И какие ароматы считаются легендами парфюмерного дела?

Происхождение духов

До сих пор исследователи с уверенностью не могут заявить точно, какая страна является родиной духов: то ли это Аравия, то ли это Месопотамия. Однозначно известно, что с древних времен люди с трепетом относились к прародителям современных духов и одеколонов – благовониям.

Слово «парфюм», или «per fumum» c латинского переводится как «через дым». Дело в том, что древние люди получали ароматы с помощью сжигания древесины и смолы мирры, ладана и кедра. Отдельно стоит отметить деятельность египтян в «ароматном» вопросе: жители Нила были убеждены, что тело человека обязательно должно хорошо пахнуть – это поможет попасть в милость к богам. «На тот свет» человека также отправляли с солидной партией благовоний, чтобы задобрить богов.

В первом веке нашей эры произошел скачок в развитии парфюмерного дела: был разработан способ получения эфирных масел арабским врачом Авеценной. Ряд его рецептов сохранились и используются в современной индустрии. Арабской культуре принадлежит создание известнейшего розового масла, которое было на вес золота.

Парфюмерное дело в Европе

В результате падения могущественной Римской империи несколько веков не уделялось особого внимания парфюмерии. Только в 14 веке появляется новая разработка – ароматические воды – это духи, состоящие из эфирных масел и спирта.

Одна из распространенных история на эту тему: однажды монах подарил духи Ее Величеству 72-летней королеве Венгрии Елизаветте, которая решила принимать духи не наружно, а внутренне. В результате питья духов она помолодела, выздоровела и получила жениха в виде короля Польши. Так «Воды королевы Венгрии» стали популярны.

Аромат духов в те времена был очень прост: роза, лаванда, фиалка. Но большой спрос на продукт рождал предложение: европейцы средневековья крайне редко принимали банные процедуры, парфюмерию они любили за то, что она перебивает запах немытого тела. Постепенно в ароматические композиции прибавляются ароматы корицы, сандала, мускуса.

Духи закупались в большом объеме: ими натирали тела знатные дамы и кавалеры, затем духами стали поливать одежду, зонтики, перчатки, веера. В 1608 была открыта первая в мире фабрика по производству парфюмерии, располагавшаяся на территории монастыря и обслуживающаяся монахами.

Кроме того, развитие парфюмерного дела поощряла и сама католическая церковь, так как купания способствовали росту разврата среди населения.

Парфюмерное дело в японской культуре

Тем временем в Японии также наблюдался значительный интерес к парфюмерному делу. Ароматическая древесина, завезенная из Китая и Индии, нашла свое применение в буддийских обрядах и церемониях. Постепенно в жизнь входили ароматы пачули, корицы, аниса – ароматы специй. Большое внимание уделялось и культуре использования ароматных палочек в помещениях.

Парфюмерное дело в России

Великий реформатор Петр Первый постарался и в парфюмерном вопросе. До его правления россиянам был известен только ладан, который применяли во время церковной службы. Интересно, острой надобности в духах не было, так как были популярны бани. Изначально нюхательные соли носили собой в качестве лекарства, на тот случай,если даме станет дурно. Затем постепенно мешочки, заполненные ароматизированной солью дамы стали носить для создания дымки приятного цветочного аромата.

Духи, одеколон, парфюмерные воды – в чем разница?

Существуют разделение духов на виды по количеству эфирных масел, содержащихся в продукте, чем больше, тем дороже и качественней аромат:

  • Духи – в них содержание эфирных масел не должно быть менее 22 процентов. Справедливо отметить, что хранятся настоящие духи максимум два года, после чего их структура начинает деформироваться.
  • Парфюмерная вода содержит от 15 до 22 процентов эфирных масел. Их стойкость не такая высокая, как у духов, но выше, чем у туалетной воды.
  • Туалетная вода – отличается содержанием эфирных масел от 8 до 15 процентов. Состав не меняется в течение 4-5 лет.
  • Одеколон включает 4 процента эфирных масел в свой состав.

Качество экстрактов парфюма

При создании ароматов могу использоваться разные по качеству экстракты:

  • Класс «Люкс» - духи, которые изготавливаются вручную, иногда по индивидуальному заказу. Стоимость из может варьироваться от нескольких тысяч долларов за парфюмерный шедевр эксклюзивной серии.
  • Класс «А» - используется сырье на минимум 90 процентов из натуральных компонентов. 10 процентов отводится на ненатуральные компоненты.
  • Класс «В» - состоит на половину из синтетического сырья. Стоимость их гораздо ниже, чем стоимость настоящих духов, но они не раскрывают всю полноту и гамму оригинальных натуральных духов. Часто создаются как близкие по аромату к натуральным духам.
  • Класс «С» - наиболее дешевые экстракты, которые добавляются в порошки, мыло и духи-фейки. Создаются полностью из синтетических экстрактов.
Часто духи класса "Люкс" создаются по индивидуальному заказу

Как делятся духи по семействам ароматов

  • Шипровые ароматы – это ароматы женской и мужской линии, получаемые из шалфея, лаванды, пачули, в общем, ароматы природы. Эта группа получили свое название в честь острова Кипр, что в Средиземноморье. Специально даже вышли в свет знаменитые духи «Шипр».
  • Цитрусовые – эти ароматы лимона, мандарина, апельсина, бергамота и грейпфрута подходят как мужчинам, так и женщинам.
  • Цветочные ароматы – подходят исключительно для женщин, состоят из экстрактов гвоздики, лилии, фиалки, розы.
  • Цветочно-восточные ароматы – пользуются большой популярностью у женщин: жасмин, фрисия, мускус, абрикос, сочетание ароматов цветов и пряностей.
  • Фужерные, или папоротниковые – для женщин и мужчин – сочетание ароматов мха дуба, герани и лаванды.
  • Фруктовые ароматы – женские, состоят из бергамота, ананаса, папайи, персика.
  • Зеленые женские ароматы – свежей травы, листьев, состоят из экстрактов сосны, можжевельника, лаванды, розмарина.
  • Древесные – для мужчин и женщин – включают экстракты сандалового дерева, кедра, розового куста, голубого ириса, мускуса.
  • Пряные женские и мужские ароматы – экстракты имбиря, корицы, кардамона, гвоздики.
  • Морские ароматы для мужчин и женщин – ароматы моря, морской волны и свежести. Их отличительная особенность, что они полностью ненатуральные.

Кто такой парфюмер?

Когда-то профессия парфюмера передавалась по наследству у некоторых жителей французского городка Грасс. Сегодня в ряде стран мира есть школы, формирующие парфюмеров. Но прежде, чем работать самостоятельно, студент должен несколько лет проработать помощником парфюмера.

Многих интересует вопрос, кто тот человек, который может работать парфюмером?

Чтобы стать парфюмером, не нужно обладать каким-то особым «носом», обонянием. Достаточно иметь большое желание, а годы тренировок сделают свое дело. Парфюмер должен уметь работать как с натуральными компонентами, так и с синтетическими. Конечно, он должен быть еще и творческой личностью, ведь аромат рождается сначала в голове, и только потом приобретает физическую форму.

Рабочий день «нюхача» занимает всего два-три часа в день. Этого достаточно, ведь после этого времени у носа наступает перегруз и он не чувствует так тонко ароматы.

Легендарные ароматы Мира. «Шанель №5»

Важно!!!

Ученые подсчитали, что в мире каждые 55 секунд продается один флакончик знаменитых легендарных духов «Шанель №5», справедливо названный ароматом 20 века.

В 1920 году один из многочисленных поклонников Шанель Дмитрий Романов, потомок Российского императора Александра Второго познакомил ее с Эднестом Бо – бывшим придворным парфюмером. На одной из их совместных встреч Эрнест предложил Шанель разработать для нее уникальный аромат с использованием альдегидов. Важно понимать консервативное отношение Коко к парфюмерии в целом: она считала, что нет и не может быть запаха лучше, чем аромат чистого женского тела. Но она решила поэкспериментировать и дала свое согласие на участие в проекте. Парфюмер создал несколько вариантов ароматов и предложил их на пробу, из них Шанель выбрала образец под номером 5. Есть версия, согласно которой именно при создании этих духов парфюмер допустил ошибку, неправильно смешав ингредиенты. Так законодательница моды Коко Шанель решила создать свою собственную марку духов, которая не будет походить ни на одни из прежних ароматов. По ее желанию, духи должны были «пахнуть женщиной».

Аромат получился стойким, сложным – состоял из 80 различных компонентов.

В вопросах дизайна и здесь Коко стала новаторам: в то время флакончик для духов представлял собой настоящее произведение искусства – флакон, усыпанный стразами и драгоценными бриллиантами. Шанель выпустила свои духи в элегантном флаконе, похожим на флакон мужских духов. Интересен ход по продвижению духов: вместо того, чтобы сразу после утверждения аромата выставить его на прилавки магазина, Коко дарит несколько ароматов своим подругам из высшего общества – от которых пошел слух о необычном аромате и потрясающей его стойкости. Лишь только после такого хода флаконы вышли в продажу и стали настоящим хитом продаж на многие десятилетия.

В 1925 на свет появился аромат «Шалимар» от Герлен. На создание этих духов Герлен вдохновила история любви между Шах-Джахана и принцессой Мумтаз-Махал, во имя любви к которой Шах возвел здание Таджмахал. Название духи получили в честь одноименных любимых садов принцессы.

Изначально духи выпускались в специальном флаконе Баккара, только совсем недавно впервые вышла более демократичный вариант флакона духов и парфюмерная линия ухода за телом, лицом которой стала Наталья Водянова.

Дата рождения знаменитых «Joy» от Жана Пату – 1929. Это год знаменитого тяжелейшего экономического кризиса, когда множество американских компаний терпело крах, а люди оставались без работы. В такое время дизайнер Жан Пату выпускает в свет натуральные очень дорогие духи высочайшего качества, да еще и упакованные в флакон из цельного хрусталя Баккара. Только на создание одной унции духов парфюмерам требовалось использовать триста роз и десять тысяч цветков жасмина.

Этот аромат появился на свет в 1889 году в честь воспоминаний Жака Герлена о прекрасной девушке Жики – его любви молодости. Этот аромат можно считать революционным: ранее ароматы были унисекс, то есть одним и тем же ароматом могли душиться все: от взрослых мужчин до молодых дам. Многим было очевидно, что «Жики» куда больше подходят мужчинам, нежели женщинам.

Первый американский парфюм появился в 1953 году благодаря стараниям Эсте Лаудер. До этого года американки пользовались европейскими брендами духов, они в цене были крайне дороги и считались роскошью. Появились духи, которые стали доступны практически каждой американке.

И сегодня этот аромат можно найти на полках магазинов, флакон остался в первозданном облике: наподобие женского платья с тесьмой золотого цвета.

Легенда советских духов аромат «Красная Москва» известен среди парфюмеров многих стран мира. По факту, годом создания этих духов справедливо можно считать 1913 год, когда парфюмер Генрих Брокар представил свою разработку «Любимые духи императрицы». Но им не суждено было увидеть свет из-за нагрянувшей революции. Парфюмерное дело было объявлено отголоском буржуазии, а создатель аромата ушел в небытие: его компания стала варить мыло, а после стало фабрикой «Новая заря». Так появился аромат «Красная Москва».

Один из самых смелых и провокационный аромат 20 столетия. Появился на свет в 1977 году. Создан был специально для смелых сильных женщин, готовых властвовать над мужчинами. Эту духи стали гимном женского феминизма и равноправия. Из-за названия против аромата не раз выступали китайцы, требуя убрать аромат с продажи. Но это не помешало аромату найти своих поклонниц: тонкие восточные темы не могли не покорить сердца женщин и мужчин, которые устали от приторности. Кроме того, в рекламных компаниях «Опиума» участвовали популярнейшие модели того времени.

Вывод:

Сегодня на прилавках магазина можно найти сотни различных видов женских и мужских духов. Создание парфюма считается настоящим искусством. А те, кто смог подобрать «свой» аромат, подчеркивающий собственный стиль, получил отличного союзника в создании своего образа.


Парфюмерия. Фильм НТВ